Кемеровская государственная
медицинская академия
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Кемерово - 2006
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА
Методические рекомендации и контрольные задания
для студентов 5 курса заочного отделения
фармацевтического факультета
Кемерово - 2006
Стр.3
Петров Г.П. Информационное обеспечение фармацевтического
бизнеса: методические рекомендации для студентов 5 курса заочного
отделения фармацевтического факультета. – Кемерово, 2006. – 55 с.
Методические указания предназначены для самостоятельной работы
студентов 5 курса заочного отделения фармацевтического факультета и
могут служить дополнительным методическим материалом к имеющейся в
распоряжении студентов литературы.
Рецензенты:
Кульпина Т.Г. - зав. кафедрой фармации КемГМА, доцент;
Кузнецова О.П. - директор аптеки «Гомеопатическая аптека», к.ф.н.
© Кемеровская государственная медицинская академия, 2006
2
Стр.4
Актуальность темы
Перед современным фармацевтическим образованием стоит
серьезная задача подготовки специалистов – менеджеров для работы в
рыночных условиях. Знание теоретических закономерностей, зарубежного
и отечественного опыта управления аптекой, а также действующей
законодательной и нормативной базы позволит эффективно выполнять
служебные обязанности, возложенные на работников управленческого
труда.
Ориентация деятельности фармацевтических организаций на рынок
требует от руководителей осознанного преобразования организационноэкономической
структуры, знания настоящего и будущего фирмы, то есть
разработки стратегии, качественно новой организации и управления
информационными ресурсами.
В настоящее время во всех отраслях возрастает решающая роль
информации как основы в производстве материальных благ и услуг.
Быстрое увеличение числа
интенсивный обмен в международном масштабе,
лекарственных препаратов и
изменение
экономических условий и установление рыночных отношений, смещение
акцента в деятельности аптечной службы с приготовления на
приобретение, хранение и распределение лекарственных препаратов и на
пациента, проблема
рационального использования ассортимента
лекарственных средств, интеграция деятельности провизоров в рамках
системы медицинского обслуживания, возрастающая доступность новых и
сложных по действию лекарственных препаратов вызывает необходимость
получения широких знаний в области фармацевтической информации.
Изучение курса позволит подготовить специалистов, способных
объективно и профессионально оценивать информацию о лекарственных
средствах и представлять ее различным категориям потребителей.
Общие указания
В соответствии с учебным планом каждый студент, изучающий
дисциплину «Управление и экономика фармации» должен выполнить
контрольную работу по фармацевтической информации в виде реферата по
1 из 10 предложенных тем. При выполнении данной работы студент
углубляет свои теоретические знания по вопросам информации, развивает
способности по обобщению материала, его систематизации. Не следует
включать в работу материалы, не имеющие прямого отношения к данной
теме.
Основой для выполнения контрольной работы являются учебные
пособия, монографии, публикации в литературе, законодательные акты.
3
Стр.5
Задания для практических занятий.
Занятие№1
информации.
объем
Тема: Документальные источники научной фармацевтической
Блок информации
Современные темпы развития науки обусловили колоссальный
научной
информации. Провизору,
осуществляющему
информационное обслуживание специалистов здравоохранения и
населения, необходимо уметь обрабатывать документальные источники
информации, знать правила работы над текстом. Работа с литературой —
творческий процесс, важный этап к проведению собственных
исследований по изучаемой проблеме. "Выбор чужих мыслей требует
работы собственной мысли" (Жан Лабрюйер).
Термин "документ" определяется ГОСТом 16487-83 как
материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком
способом для ее передачи и во времени, и в пространстве.
Документы, как источники информации, делятся на два вида:
первичные и вторичные.
Первичный — документ, содержащий исходную информацию
(ГОСТ 6.10.2-83), вторичный документ является результатом аналитикосинтетической
переработки (ГОСТ 7.27-80) одного или нескольких
первичных документов.
Деление это условно, поскольку оно относится в основном к самой
научной информации, а не к документам, в которых она содержится.
Исторически сложившаяся система такова, что многие из них включают в
себя одновременно и результаты научных исследований, и переработку
прежних сведений, содержащихся в ранее опубликованных документах
(например статьи в научных журналах, монографии, справочная
литература).
ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Опубликованные
издания
Опубликованные
Неопубликованные
издания
-
предназначены
Непубликуемые
издания
для широкого
распространения, доводят до всеобщего сведения посредством печати.
Неопубликованные — не
рассчитаны на широкое
распространение (отче ты о НИР, диссертации, депонированные рукописи,
заявки на изобретения и пр.).
6
Стр.8
Информационное
систематизированные
сведения
издание — издание,
о документах
содержащее
(опубликованных,
неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения
сведений, представленных в первоисточниках. Информационное издание
выпускается организацией, осуществляющей научно-информационную
деятельность, в том числе органами НТИ.
Реферативное издание - информационное издание, содержащее
упорядоченную совокупность библиографических записей, включающих
рефераты.
Обзорное издание - информационное издание, содержащее
публикацию одного или нескольких обзоров, включающих результаты
анализа и обобщения представленных в источниках сведений.
документов и проводить
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Научиться умению определять вид первичных
аналитико-синтетическую переработку
информации первичных документов.
ЗАДАЧИ. Научиться умению:
1. Определять вид и осуществлять классификацию первичных
документов
2. Проводить аналитико-синтетическую переработку информации
(АСПИ)
2.1. Составлять библиографическое описание (БО) документов
2.2. Осуществлять аннотирование на любой источник информации
2.3. Составлять реферат на основе типовой схемы построения
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. Найдите правильный ответ. Первичные документы (ПК)
1. По видам
2. По структуре
классифицируют на:
а) Опубликованные б) Неопубликованные в) Непубликуемые
2. Найдите соответствия. Издания классифицируются:
а) Моноиздания б) Сборники в) Авторские
г) Непериодические д) Периодические
3. По периодичности е) Официальные ж) Продолжающиеся
3. Найдите правильный ответ. Непериодические издания:
а) Выходят
неповторяющимися
выпусками.
б) Выходят
содержанию,
через
определенные промежутки
через неопределенные промежутки времени,
по
повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными выпусками.
9
однотипно оформленными
времени,
Стр.11
3. Выходные данные в. Номер тома, количество страниц
4. Кол-ые характиристики г. Место издания, издательство, год издания
9. Подберите соответствия:
характеристика
Вторичный документ
1. Библиографическое
описание
2. Аннотация
3. Реферат
4. Обзор
Характеристика элемента БО
а)Краткая характеристика ПД (содержание,
назначение, форма и др.)
б) Сокращенное изложение содержания ПД с
основными факт.сведениями и выводами
г)
в) Сводная характеристика вопроса,
извлеченная из нескольких ПД
Совокупность
приведенных по
определенным правилам сведений о ПД,
необходимых и достаточных для его
характеристики и идентификации
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
(Выполняются по вариантам, предложенным преподавателем)
ЗАДАНИЕ
1.
КЛАССИФИКАЦИЮ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Для успешного
классификации документов
представленные в таблице 1.1.
Вариант
1.
(См.
Первичные документы
1. Учебное пособие Е.Е.Лоскутовой, З.А.Савельевой, З.И.Зайцевой
Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия
Выпущено в Москве издательством "МЦФЭР" в 1999 году на 176 стр.
2. Журнал "Новая аптека" за 1999 год, выпуск N 5, Москва. (Статья
Е.А.Максимкиной на стр. 30-32. Анализ финансово-экономической
деятельности аптечной организации)
2.
1. Учебное пособие Г.Ф.Лозовой, П.В.Лопатина, Г.Т.Глембоцкой
Менеджмент фармацевтической организации.
Выпущено в Уфе издательством "БГМУ" в 1999 году на 182 стр.
2. Журнал "Экономический вестник фармации" за сентябрь 1999 года.
Москва.
(Статья И.В.Косовой, Н.В.Потяговой на стр. 88-89. Изучение рынка
биологически активных добавок к пище в Московском регионе)
3.
1. Монография С.Г.Сбоевой, Е.Е.Лоскутовой, Т.П.Лагуткиной Летопись
российской фармации. XX век.
Выпущена в Москве издательством "Химия и бизнес" в 2000 году на 304
стр.
2. Сборник материалов международной конференции "Российская фармация
от национализации к приватизации развитие по спирали" за 1999 год,
Москва.
(Статья З.А.Савельевой, З.И.Зайцевой, Е.Е.Лоскутовой на стр. 62. Рыночная
экономика и социальная сфера)
11
лекцию). Учесть
ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД И ОСУЩЕСТВИТЬ
выполнения задания используйте
данные,
Таблица 1.1
Вторичный документ - Его
схему
Стр.13
Пример 1. Учебное пособие Л.А.Лобутевой, П.В.Лопатина, Л.П.Чековой
Организация фармацевтической помощи: системный маркетинговый
подход.
Выпущено в Москве издательством "ВУНМЦ МЗ РФ" в 1999 году на 174
стр.
2. Журнал "Фармация" за 1ЭЭ9 год, выпуск N 4, Москва.
(Статья Л.А.Лобутевой, Р.С.Тарасенко на стр. 33-40. Изучение
особенностей проведения рекламной кампании седативных лекарственных
препаратов растительного происхождения на фармацевтическом рынке
Москвы)
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1
(код2)
1 ЭТАП. Определить вид документа: Первичный (код 1), Вторичный
1.1 Для документа 1.
Например Это ПЕРВИЧНЫЙ, документ: содержит исходную информацию (код 1)
Вариант N Это………документ:…………………………………...…. (код . )
1.2 Для документа 2.
Например Это ПЕРВИЧНЫЙ документ: содержит исходную информацию (код 1)
Вариант N Это ……… документ: ………………………...……...……(код . )
2 ЭТАП. Определить вид первичного документа: Опубликованный
(код 1), Неопубликованный (код 2), Непубликуемый (код 3)
2.1 Для документа 1.
Например ОПУБЛИКОВАННЫЙ: доводится до всеобщего сведения через
печать (код 1)
Вариант N …….…………………...………………………...……...……(код . )
2.2 Для документа 2.
Например ОПУБЛИКОВАННЫЙ: доводится до всеобщего сведения через
печать (код 1)
Вариант N …….…………………...………………………...……...……(код . )
3 ЭТАП. Провести классификацию издания по виду: Авторское (код
1), официальное (код 2)
3.1 Для документа 1.
Например АВТОРСКОЕ: авторы пособия Л.Лобутева,П.Лопатин,Л.Чекова
(код 1)
Вариант N …….…………………...………………………...……...……(код . )
3.2 Для документа 2.
Например АВТОРСКОЕ: содержит статьи конкретных авторов
(код 1)
Вариант N …….…………………...………………………...……...……(код . )
4 ЭТАП. Провести классификацию издания по периодичности:
Периодическое (код 1), Непериодическое (код 2),Продолжающееся (код 3)
4.1 Для документа 1.
12
Стр.14
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Вариант N 2)
Изучение рынка биологически активных добавок к пище в московском
регионе.
И.В. Косова, Н.В. Потягова.
В настоящее время на фармацевтическом рынке Москвы появилось
множество биологически активных добавок к пище (БАД). Нами были
проведены маркетинговые исследования БАД. Объектами исследования
послужили 46 аптек Москвы, торговый дом "Лавка жизни" и сеть киосков
"Лавка жизни". В ходе эксперимента изучалась ассортиментная и ценовая
политика на рынке БАД, основные поставщики БАД, анализировалось
потребительское поведение на рынке БАД. Анализ ассортиментной
политики позволил установить, что БАД появились в ассортименте
обследованных аптек с 1990 года, но основная масса аптек (6%) реализуют
их только последние три года. В основном на московском рынке
преобладают БАД импортного производства (74%). В аптеках БАД чаще
всего реализуются через отделы безрецептурного отпуска. Проведенный
подсчет удельного веса БАД в ассортименте отдела безрецептурного
отпуска показал, что в прошлом году он составил в среднем 3.6% В
ассортименте киосков "Лавка жизни" БАД составляют 50-80% Анализ
ценовой политики показал, что в различных аптеках она ориентирована на
разные цели. В одних аптеках уровень торговой надбавки при
формировании розничной цены на БАД достаточно постоянен (24-32%). В
других - значение розничной торговой надбавки возрастает до 55%. Далее
нами были сопоставлены средние цены на БАД в аптеках с ценами
торгового дома "Лавка жизни". Для сопоставления цен рассчитывался
индекс цен, который составил в 1998 г. по сравнению с 1997 г. от 110% в
одних аптеках до 208% в других. Для изучения потребительского
поведения на рынке БАД было проведено социологическое исследование
покупателей. Результат анкетирования показали, что основной группой
потребителей БАД являются женщины (59%). Одновременно установлена
недостаточная степень подготовленности лиц, реализующих БАД.
Анкетирование аптечных работников показало, что фармацевты не
владеют полной информацией о БАД. Проведенные исследования
позволили
сделать
аптекам конкретные
рекомендации
по
совершенствованию ассортиментной, ценовой, кадровой политики при
реализации БАД.
Примечание. Данная статья приведена с сокращениями.
19
Стр.21
Отпечатано редакционно-издательским отделом
ГОУ ВПО КемГМА Росздрава
650029, Кемерово,
ул. Ворошилова, 22а.
Тел./факс. +7(3842)734856;
epd@kemsma.ru
Подписано в печать 23.01.2006
Гарнитура таймс. Тираж 300 экз.
Формат 21×30½ У.п.л. 3,2.
Отпечатано с готового оригинал-макета
Лицензия ЛР №21244 от 22.09.97
56
Стр.58