Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История западной цивилизации (100,00 руб.)

0   0
Первый авторВепрецкая Тамара Юрьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц119
ID177107
АннотацияСпецифика актерской профессии требует знаний общеобразовательного характера по курсу Всемирная история. Отсюда название курса «Россия в контексте мировой истории». Программа курса построена в соответствии с общепринятой периодизацией Всеобщей истории, что условно совпадает с основными этапами развития Российского государства.
ББК63.3
Вепрецкая, Т.Ю. История западной цивилизации / Т.Ю. Вепрецкая .— : [Б.и.], 2001 .— 119 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177107 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Складывание сословной монархии в Англии и во Франции (XI – XIV вв.) <...> Столетняя война (1337 – 1453) и ее последствия во Франции и Англии. <...> Решения Венского конгресса и особенности развития Франции в XIX в. <...> Тем самым условная периодизация с учетом обоих подходов: История Древнего мира условно совпадает с рабовладельческим строем (до падения Рима в V в. н.э.) <...> ; История Средних веков – с эпохой феодализма (до Английской буржуазной революции в сер. <...> Складывание деспотической монархии во главе с фараоном, потомков богов. <...> Экспансионистская политика Дария I и Ксеркса – Греко-персидсикие войны. <...> Минойская цивилизация – первый этап Крито-Микенского периода (III – I тыс. до н.э.), согласно условной периодизации истории Древней Греции. <...> Различные формы политической организации: олигархия – власть немногих из родовой аристократии, тирания – узурпация власти. <...> Поражение персов у г.Платеи и у мыса Микале, близ Милета (Малая Азия). <...> Усиление отсталой Македонии при правлении Филиппа II (359336 гг. до н.э.) <...> Сокрушительное поражение персов, бегство Дария III, пленение его семьи в битве при Иссе. <...> Поражение персов, новое бегство Дария III при Гавгамелах (р. <...> Борьба плебеев с патрициями за допуск к общественной земле, за участие в политической жизни, за отмену долгового рабства. <...> Чуть позже – отмена долгового рабства, доступ плебеев в жреческие коллегии. <...> Правление ставленника сената Клавдия (41-54 гг.) – время укрепления системы императорского правления и завоевательных походов (Британия – провинция Рима), привлечение провинциальной знати к управлению империей. <...> Гражданская война 68-69 гг. – борьба провинциальной знати и стремление армий выдвигать своих военачальников на императорский престол. <...> Веспасиан – полководец, подавлявший восстание в Иудее, даровал права римского гражданства провинциалам, реорганизация сената с участием провинциальной знати. <...> Династия Антонинов (96-193 гг.) – расцвет («золотой век») Римской империи, утверждение монархической <...>
История_западной_цивилизации.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
История_западной_цивилизации.pdf
1 Т.Ю.Вепрецкая ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Часть первая курса «РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ» для чтения в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина Учебно-методическое пособие
Стр.1
2 Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина Пособие подготовлено на кафедре философии и культурологии Рецензенты: доцент кафедры истории Средних веков Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат исторических наук О.В.Дмитриева; доцент кафедры Всеобщей истории Российского университета Дружбы Народов, доктор исторических наук О.В.Волосюк. Т.Ю.Вепрецкая, 2001
Стр.2
3 Введение. Программа ВУЗов предполагает преподавание курса Отечественной Истории. Однако специфика актерской профессии требует знаний общеобразовательного характера по курсу Всемирная история. Отсюда название курса «Россия в контексте мировой истории». Программа курса построена в соответствии с общепринятой периодизацией Всеобщей истории, что условно совпадает с основными этапами развития Российского государства. Основные функции истории: познавательная, воспитательная, практически- политическая и мировоззренческая, - безусловно, учитываются автором курса и активно используются при подаче лекционного материала и на семинарских занятиях. Методологические принципы исторического познания: объективность, историзм, всесторонность рассмотрения, - играют для студентов, будущих актеров, немаловажную роль, потому что этот подход роднит их с подходом к исполняемым ролям, в особенности ролям исторических деятелей. Особую важность в этой связи приобретает психологический фактор и понятие роли личности в истории. «…История есть то, что происходит с конкретными людьми, каждый из которых имеет свое имя, дату и место рождения…»1 Как известно, маленьких ролей не бывает, поэтому актерам приходится продумывать портрет своего героя в конкретной историко-культурной обстановке, в конкретных исторических условиях и с учетом всех факторов того времени. «…Большинство историков считает возможным проникновение в мотивы исторического поведения, в те тончайшие движения человеческой души, которые побудили участников исторических событий совершить то, что было ими совершено. Историк может и должен перевоплотиться в своего персонажа, как бы прожить чужую жизнь…»2. Именно для того, чтобы верно нащупать линию поведения своего героя «в предлагаемых обстоятельствах», и необходимо актерам знание истории. Из-за объемности материала методическое пособие излагается в двух частях: Часть первая «История Западной цивилизации» посвящена разделам по Всеобщей истории (история стран Западной Европы и обзор истории США) до XIX в. включительно, часть вторая – по истории Отечества и основным мировым событиям XX века. Нумерация разделов и тем предлагается в соответствии с программой курса. Структура пособия: материал излагается по темам, соответствующим лекционному курсу, в форме расширенного плана или тезисов. Каждая тема завершается списком проблемных вопросов для осмысления и повторения, иногда вопросами к семинару (если по этой теме проводится 1 Момджян К.Х. Социум. Общество. История., М., «Наука», 1994, с.105. 2 Там же, с. 114.
Стр.3
4 семинар). В конце каждого раздела дается список рекомендуемой литературы, как научной, научно-популярной, так и художественной, учитывая специфику творческого ВУЗа. Пособие снабжено справочным аппаратом (комментариями), призванным не только объяснять термины, географические названия, коротко информировать о некоторых исторических личностях и событиях, но и давать иногда сведения, несколько расширяющие материал, изложенный в теме. Тематический план курса «РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ». Объем курса - 136 часов. Вводная лекция.(2 часа) Раздел 1. Древний мир. Тема 1. Древневосточные цивилизации. (4 ч.) Тема 2 . Древняя Греция. (4 ч.) Тема 3. Древний Рим.(4 ч.) Раздел 2. Западная Европа: раннее и развитое средневековье. Тема 4. Раннефеодальные государства в Европе. (2 ч.) Тема 5. Исламский мир и Крестовые походы.(2 ч.) Тема 6. Складывание сословной монархии в Англии и во Франции (XI – XIV вв.) (2 ч.) Тема 7. Столетняя война (1337 – 1453) и ее последствия во Франции и Англии.(2 ч.) Тема 8. Священная Римская империя в XII-XV вв. (2 ч.) Раздел 3. Древняя Русь. Тема 9. Предмет истории России. Предыстория Руси. (2 ч.)
Стр.4
5 Тема 10. Образование Древнерусского государства. (2 ч.) Тема 11.Политика первых русских князей.(2 ч.) Тема 12. Крещение Руси. (2 ч.) Тема 13. Эпоха Ярослава Мудрого.(2 ч.) Тема 14. Русь на рубеже ХI-ХII вв.(2 ч.) Тема 15. Феодальная раздробленность Руси.(2 ч.) Тема 16. Культура и быт домонгольской Руси.(2 ч.) Тема 17. Монголо-татарское нашествие.(2 ч.) Тема 18. Александр Невский: Русь на перепутье. (2 ч.) Раздел 4. Московское государство. Тема 19. Возвышение Московского княжества.(2 ч.) Тема 20. Складывание единого фронта сопротивления Орде. (2 ч.) Тема 21.Объединительные процессы в Московском княжестве первой половины XV в. (2 ч.) Тема 22. Становление Московского централизованного государства.(2 ч.) Тема 23. Культура Руси в ХШ-ХУ вв.(2 ч.) Раздел 5. Западная Европа: позднее Средневековье (раннее Новое время). Тема 24.Эпоха Возрождения: время духовного обновления и открытий (2 ч.) Тема 25. Реформация в Европе. (2 ч.) Тема 26.Особенности абсолютизма в Испании.(2 ч.) Тема 27.Абсолютизм Тюдоров в Англии. (2 ч.) Тема 28. Особенности французского абсолютизма. (2 ч.) Раздел 6. Российское царство. Тема 29. Время Ивана Грозного.(2 ч.) Тема 30. Россия при Борисе Годунове, правителе и царе. (2 ч.) Тема 31. Смутное время. (2ч.) Тема 32. Культура России в XVI в.(2 ч.) Раздел 7. Западная Европа: новая история. Тема 33. Англия в XVII-XVIII вв. (2 ч.) Тема 34. Франция в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения.(2 ч.) Тема 35. Краткий обзор истории США в XVII-XIX вв. (2 ч.) Тема 36. Великая Французская революция. Наполеоновские войны в Европе.(2 ч.)
Стр.5
6 Тема 37. Решения Венского конгресса и особенности развития Франции в XIX в. (2 ч.) Тема 38. Объединение Италии и Германии. (2 ч.) Тема 39. Основные тенденции развития Великобритании и формирование индустриальной цивилизации на Западе в XIX в. (2 ч.) Раздел 8. Россия. Тема 40. Россия в XVII в.(4 ч.) Тема 41. Эпоха Петра Великого. (2 ч.) Тема 42. Эпоха дворцовых переворотов. (2 ч.) Тема 43. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. (2 ч.) Тема 44. Культура России в XVIII в. (2 ч.) Тема 45. Россия на рубеже XVIII – XIX вв. (2 ч.) Тема 46. Отечественная война 1812 г. (2 ч.) Тема 47. Движение декабристов: исторические портреты на фоне времени. (2ч.) Тема 48. Империя Николая I. (2 ч.) Тема 49. Общественно-политическое движение в России после декабризма. (2 ч.) Тема 50. Эпоха великих реформ Александра II. (2 ч.) Тема 51. Общественное и политическое развитие России при Александре III. (2 ч.) Тема 52. Культура России в XIX в.(2 ч.) Тема 53. Россия на рубеже XIX – XX вв. (4 ч.) Раздел 9. Европа и Россия в XX веке. Тема 54. Европа и Россия в первой половине XX в.(2 ч.) Тема 55. Вторая мировая война.(2 ч.) Тема 56. Европейские страны во второй половине XX в.(2 ч.) Тема 57. Россия во второй половине XX в. (2 ч.) Письменные тесты после разделов 2 и 7 по истории стран Западной Европы. (по 2 ч.)
Стр.6
7 Часть первая. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. В первой части пособия рассматриваются Разделы 1, 2, 5 и 7, в которых освещаются проблемы Всеобщей истории. …История это жизнь человеческого общества, опрокинутая в прошлое. Ю.А.Поляков3 Вводная лекция. Интерес к истории во все времена. Античные историки – Геродот4, названный Цицероном «отцом истории», и Фукидид – под историей «понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах, …чтобы передать слушателям и читателям вместе с наслаждением и ряд нравственных назиданий» (С.Ф.Платонов). История – на грани науки и искусства. В античности – муза истории Клио. В наше время история как наука или комплекс наук, занимающихся исследованием закономерностей общественного развития. Историческое знание – краеугольный камень самосознания общества. История – коллективная память. Роль истории – в возможности сохранения связи времен, в возможности извлекать из прошлого теоретические и практические уроки для настоящего и будущего. От единичных событий и фактов к обобщению закономерностей общественного развития. «История есть область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения сходства и подобия человеческих обществ».5 Сопутствующие дисциплины: - археология изучает историю по материальным остаткам жизни и деятельности людей, по вещественным памятникам; - этнография изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения, исторических взаимоотношений; - историография – историческая литература, история исторической науки, совокупность исследований по определенной тематике; - источниковедение разрабатывает теорию и методику изучения и использования исторических источников. 3 «Почему история нас не учит», «Вопросы истории», №2, 2001, с.21. 4 Выделенные жирным курсивом слова объясняются в разделе «Комментарии». 5 Там же, с.106.
Стр.7
8 Типы источников: письменные (документы, летописи, гражданские и юридические акты, нарративные, художественные произведения), вещественные, устные и др. Задачи курса: давать научное представление об узловых моментах истории человечества и излагать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей в хронологической последовательности; знакомить с источниками исторического знания; развивать основы исторического мышления, умение выражать и обосновывать свое мнение в обсуждении исторических проблем; выработать умение работать с исторической литературой; развивать навыки сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала; развивать способность к аналитическому мышлению и стремление к расширению эрудиции на основе интереса к истории; развивать способность вести диалог. История подразделяется на исторические периоды. Периодизация определяется методологическим подходом. В марксистской исторической науке – периодизация основывалась на формационном подходе к изучению истории, согласно которому всемирный исторический процесс представлялся как процесс последовательной смены общественноэкономических формаций, как движение от первого бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые – рабовладение, феодализм, капитализм, к новому – бесклассовому – коммунизму. Поиски в методологии исторической науки – цивилизационный подход, представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе, где история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций. Необходимость учета формаций и общецивилизационного процесса исторического развития человечества. Тем самым условная периодизация с учетом обоих подходов: История Древнего мира условно совпадает с рабовладельческим строем (до падения Рима в V в. н.э.); История Средних веков – с эпохой феодализма (до Английской буржуазной революции в сер. XVII в.); Новая история - с развитием капиталистических отношений (до рубежа XIX-XX вв.); Новейшая история – XX век и до наших дней (развитие от индустриального к информационному обществу на Западе, эпоха социализма и постсоциализма в России). Возраст человеческого сообщества – более 40 тыс. лет. Стартовая позиция – первобытно-общинный строй. Главные этапы первобытного строя по признаку развития производительных сил: палеолит (древний каменный век) – до IX тысячелетия до н.э.; мезолит (среднекаменный век) – до VII тысячелетия до н.э.; неолит (новый каменный век) – до V тысячелетия до н.э.; энеолит (меднокаменный век) – IV- к. III тысячелетия до н.э. Разложение первобытно-общинного строя: бронзовый век – сер.III
Стр.8
9 II тысячелетия до н.э.; начало железного века – первые века I тысячелетия до н. э. Низкий уровень производительных сил. Общая собственность на средства производства. Коллективный труд и потребление. От первобытного человеческого стада к родовой общине. Ранняя родовая община охотников, собирателей, рыболовов. Развитая родовая община земледельцев и скотоводов. Неолитическая революция – переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему. Появление излишков. Складывание новых общественных структур. Соседская (сельская) община. Формирование племенных союзов. Постепенное рождение государства, развитие классового общества, складывание племени, осознание единства своей территории). Общность культуры. Зарождение цивилизаций. Вопросы: 1. Какие еще сопутствующие дисциплины вы знаете? Чем они занимаются? 2. Какие этапы биологического развития человека вы можете назвать? 3. Какой метод позволяет, на ваш взгляд, более достоверно изучать исторические процессы – цивилизационный или формационный? Почему? 4. Какие еще задачи изучения истории вы могли быть выделить как наиболее важные для актерской профессии? Раздел 1. Древний мир. Отличие древних цивилизаций от первобытного общества: наличие государства, классов-сословий, городов, более развитой материальной и духовной культуры, сложных религиозно-мифологических воззрений. История древнейших государств с к. IV тысячелетия до н.э. до сер.I тысячелетия н.э. – История Древнего мира. Начало классового общества – рабовладельческий строй. В основе – деление на рабов и рабовладельцев. Рабовладельческое государство – первый исторический тип государства. Два основных варианта развития древних государств – древневосточный и античный (Греция, Рим). Тема 1. Древневосточные цивилизации. Первые цивилизации зародились в Египте, в долине Тигра и Евфрата (к.IV – н. III тысячелетия до н.э.), затем в Индии и Китае (сер. III тысячелетия до н.э.). Древний Египет – одна из величайших цивилизаций Древнего мира. 1799 г. – находка солдатами войска Наполеона трехъязычного этноса (единство языка
Стр.9
10 Розеттского камня близ Александрии в Египте. Возрождение интереса к Древнему Египту. Эта находка позволила Шампольону разгадать египетские иероглифы в 1822 г. Начало египтологии. Открытие гробницы Тутанхамона в 1922 г. экспедицией британского археолога Г.Картера. Постепенное воспроизведение древней истории. Условная периодизация: Раннее царство (IV тыс. –XXIX в. до н.э.). Соединение земель Верхнего (Южного) и Нижнего (Северного) Египта легендарным фараоном Миной ок.3000 г. Мемфис – столица государства. Складывание деспотической монархии во главе с фараоном, потомков богов. (Первым фараоном считался бог Осирис.) Первые династии. Административное деление – номы, земли нескольких территориальных общин, с центром в городе. Основа хозяйства – земледелие. Египет – дар Нила. Строительство ирригационных каналов. Появление патриархального рабства. Крестьяне-общинники – основные производители материальных благ. Уже существовали: летоисчисление – запись самых знаменательных событий, календарь – деление года на три сезона по четыре месяца (время разлива Нила, время посева и время сбора урожая). Древнее царство (XXIX-XXIII вв. до н.э.) – правление III – VIII династий. Начало использования чистой меди. Эпоха пирамид – царских усыпальниц. Одна из первых – пирамида Джосера (XXVII в. до н.э.). Одно из семи чудес света – пирамида Хеопса (XVI в. до н. э.). Пирамиды Хефрена и Микерина в Гизе. Строительство пирамид – общественные работы. Создание разветвленного бюрократического аппарата. Оформление мифологических воззрений - почитание различных божеств в разных городах и областях. Птах соединение божественного мирового разума, первоначальное вещество. Тот – бог мудрости и письменности. Ра - бог Солнца, покровитель фараонов. Миф о воскрешении Осириса – обожествление ежегодно умирающих и оживающих сил природы. Бог Солнца – покровитель живого фараона, Осирис, бог загробного мира, - умершего. Суд Осириса. Культ загробной жизни – целая философская система. Мумификация и погребальный обряд. Раздробленность переходного периода к Среднему царству (XXIII-XVI вв. до н.э.) – IX – XVII династии. Борьба Мемфиса и Фив за главенство, временное возвышение Гераклеополя. XII династия Фиванских царей, основанная Аменемхетом I, – время расцвета. Переход к использованию бронзы. Объединение Египта после раздробленности. Развитие торговли, культуры, науки (математика, медицина, биология). Начало использования папируса. Новый государственный бог – Амон-Ра. Завоевание Египта гиксосами, пришедшими из Азии племенами кочевников. Правление гиксоских царей (столица – Аварис на северовостоке Египта) с XVIII в. по XVI в. до н.э. Новое царство (XVI-XII вв. до н.э.) - XVIII-XX династии. Изгнание гиксосов фараоном Яхмосом I в XVI в. до н.э. Новое возвышение Фив и фиванских фараонов. Активная завоевательная политика Египта в Азии и в
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ