Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637390)
Контекстум
Электро-2024

Второе сознание: подступы к гуманитарной эпистемологии (209,00 руб.)

0   0
Первый авторМахлин В. Л.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц626
ID175315
АннотацияКнига включает работы, посвященные философии исторического опыта и гуманитарных наук - герменевтико-диалогической традиции в истории западноевропейской и русской мысли. Опыт и язык мышления Д. Вико, М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, Э. Ауэрбаха, М. Бахтина, Г. Шпета, С. Аверинцева и др. рассматриваются в перспективе постулируемой области исследований - "гуманитарной эпистемологии".
Кому рекомендованоАдресована философам, филологам, историкам научно-гуманитарной и духовно-идеологической культуры, интересующихся проблемами и персоналиями спора "древних" и "новых" в прошлом и в настоящем.
ISBN978-5-9551-0328-0
УДК1(470+571)(091)
ББК87.3(2)6
Махлин, В.Л. Второе сознание: подступы к гуманитарной эпистемологии / В.Л. Махлин .— Москва : Языки славянской культуры, 2009 .— 626 с. — На тит. листе указ. изд-во: Знак .— ISBN 978-5-9551-0328-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/175315 (дата обращения: 02.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Подступы к гуманитарной эпистемологии» адресованы философам, филологам, историкам научно-гуманитарной и духовно-идеологической культуры, интересующимся проблемами и персоналиями спора «древних» и «новых» в прошлом и в настоящем. <...> ПЕРЕХОД Эпистемология в споре «древних» и «новых» (Вико против Декарта) . <...> «Гуманитарная эпистемология» — рабочий термин, обозначающий философское осмысление гуманитарного знания в социальноонтологическом измерении его, в единстве так называемой духовной истории (Geistesgeschichte), «большого времени» — единстве реальной преемственности, которое в книге называется также «затекстом». <...> Предмет гуманитарных наук — исторический (социальноисторический) опыт, «бытие», или «мир жизни»; поэтому научные дисциплины, предметом которых является подлежащий исследованию и истолкованию исторический опыт (его феномены), есть резон называть также «науками исторического опыта», или «интерпретативными науками». <...> Герменевтический опыт взаимодействия между «героем» истолкования (с его историческим миром жизни) и «автором» истолкования (исследователем, интерпретатором с его уже другой исторической ситуацией), — этот опыт, собственно, и образует специфический предмет гуманитарной эпистемологии, т. е. философии исторического опыта и наук исторического опыта в их взаимосвязи и непрерывности, в их «сплошности» и «овнешненности». <...> Гуманитарная эпистемология, таким образом, имеет в своем предмете не одно измерение опыта, но в принципе два (и больше) измерения, не одну точку отсчета, но две (и больше) точки отсчета. <...> Я рискую говорить о «развитии» в свете знаменательной тенденции в философии науки (как и в философии в целом) последних десятилетий — тенденции «историзации знания (и мира)», по формуле выдающегося отечественного исследователя научно-гуманитарной и художественной культуры — А. <...> Постольку, поскольку традиционная эпистемология игнорирует (как «ненаучный») действительный <...>
Второе_сознание_Подступы_к_гуманитарной_эпистемологии.pdf
В. Л. МАХЛИН ВТОРОЕ СОЗНАНИЕ Подступы к гуманитарной эпистемологии В. Л. МАХЛИН ВТОРОЕ СОЗНАНИЕ
Стр.1
ВТОРОЕ СОЗНАНИЕ В. Л. МАХЛИН Подступы к гуманитарной эпистемологии
Стр.2
ББК 87.3(2)6 М 36 Издание осуществлено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 07-03-16024 М 36 Махлин В. Л. Второе сознание: Подступы к гуманитарной эпистемологии. — М.: Знак, 2009. — 632 с. ISBN 978-5-9551-0328-0 Книга включает работы, посвященные философии исторического опыта и гуманитарных наук — герменевтико-диалогической традиции в истории западноевропейской и русской мысли. Опыт и язык мышления Д. Вико, М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, Э. Ауэрбаха, М. Бахтина, Г. Шпета, С. Аверинцева и др. рассматриваются в перспективе постулируемой области исследований — «гуманитарной эпистемологии». «Подступы к гуманитарной эпистемологии» адресованы философам, филологам, историкам научно-гуманитарной и духовно-идеологической культуры, интересующимся проблемами и персоналиями спора «древних» и «новых» в прошлом и в настоящем. The book includes essays on the philosophy of historical experience and human studies, i. e. a tradition of hermeneutics and dialogics in the history of West-European and Russian thought. Experience and speech thinking of Vico and E. Auerbach, Heidegger and Gadamer, Bakhtin and Shpet, S. Averintsev and others, are investigated in perspective of a comparatively new field of research — «epistemology of the humanities». These different attempts at the philosophy of the humanities are for philosophers, philologists and historians of the humanities and intellectual history, for a those who are interested in problems and characters of the Querelle des anciens et des modernes past and present. ББК 87.3 ISBN 978-5-9551-0328-0 © В. Л. Махлин, 2009 гггггггг © Знак, оригинал-макет, 2009 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Введение: Второе сознание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел первый. ПЕРЕХОД Эпистемология в споре «древних» и «новых» (Вико против Декарта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Внимание: говорит Dasein (М. Хайдеггер для начинающих — I) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Перевернутая предпосылка (М. Хайдеггер для начинающих — II) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Незавершенный Давос—1929 (Э. Кассирер и М. Хайдеггер в разговоре) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 Переход (Комментарий на послание Г.-Г. Гадамера «К русским читателям»). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 Цейтблом после Леверкюна (Г.-Г. Гадамер и контекстуализация разума) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 Что значит говорить (Несколько комментариев для читающих О. Розенштока-Хюсси) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 Затекст (Э. Ауэрбах и испытание филологии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 Раздел второй. РАССЕЧЕНИЕ «Читайте Розанова», или На месте происшествия . . . . . . . . . . . . . . . 397 Тайна филологов (Г. Г. Шпет и герменевтический принцип) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 7 15
Стр.4
Уроки обратного перевода (А. В. Михайлов и проблема русско-немецкого диалога) . . . . . . . . . . 472 Возраст речи (Подступы к явлению С. С. Аверинцева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503 После интерпретации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 546 История философии и философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 565 Другое лицо эпистемологии (О книге Н. С. Автономовой «Познание и перевод»). . . . . . . . . . . . . . 574 Филология и кризис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 610
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ Очерки, вошедшие в эту книгу, написаны в 1998—2008 гг.; для настоящего издания они, опубликованные или публикуемые впервые, переработаны в направлении исследовательского замысла, обозначенного в названии и подзаголовке книги. В предисловии уместно дать отчет об этом общем направлении, о вынесенных на обложку путеводных понятиях. «Гуманитарная эпистемология» — рабочий термин, обозначающий философское осмысление гуманитарного знания в социальноонтологическом измерении его, в единстве так называемой духовной истории (Geistesgeschichte), «большого времени» — единстве реальной преемственности, которое в книге называется также «затекстом». Предмет гуманитарных наук — исторический (социальноисторический) опыт, «бытие», или «мир жизни»; поэтому научные дисциплины, предметом которых является подлежащий исследованию и истолкованию исторический опыт (его феномены), есть резон называть также «науками исторического опыта», или «интерпретативными науками». Так все это и называется в современной философии гуманитарных наук — герменевтически ориентированной философии. Герменевтический опыт взаимодействия между «героем» истолкования (с его историческим миром жизни) и «автором» истолкования (исследователем, интерпретатором с его уже другой исторической ситуацией), — этот опыт, собственно, и образует специфический предмет гуманитарной эпистемологии, т. е. философии исторического опыта и наук исторического опыта в их взаимосвязи и непрерывности, в их «сплошности» и «овнешненности». Гуманитарная эпистемология, таким образом, имеет в своем предмете не одно измерение опыта, но в принципе два (и больше) измерения, не одну точку отсчета, но две (и больше) точки отсчета. Взаимоотношение разных измерений — их релятивность, или (со-)относительность, или «диалог», — открывает и позволяет осмыслить существенно иную, чем естественнонаучная, структуру предмета, структуру картины мира и структуру научных революций — по ту сторону
Стр.6