Л. Н. Толстого
Кафедра экономики и управления
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
ПО МАРКЕТИНГУ
Методические указания для студентов, обучающихся
по специальности
«Профессиональное обучение (экономика и управление)»
Тула – 2011
УДК 339.138(075.8)
ББК 65.90-2я73
Рецензент – канд. экон. наук доц. <...> Т.В. Косцов
Лабораторный практикум по маркетингу: Методические указания для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное
обучение (экономика и управление)». <...> Методические указания включают описание лабораторных работ
по моделированию экономических явлений и процессов в сфере маркетинга на персональном компьютере. <...> Басовская Елена Николаевна,
Учебно-методическое издание
2
Современный маркетинг в последнее время претерпел серьезные изменения, вызванные трансформацией рынка, его ориентиров и требований, последними достижениями в области науки и техники, в социальном развитии общества. <...> Целью лабораторных работ является усвоение понятийного аппарата системы маркетинга и отдельных его инструментов. <...> 3
Лабораторная работа №1
Тема: Моделирование взаимодействия малого предприятия с конкурентным рынком. <...> Условия моделирования:
Максимальная производственная мощность предприятия в планируемом
периоде 100 000 единиц товара. <...> Постоянные издержки предприятия в планируемом периоде составят 1200 тыс. руб. <...> Переменные издержки в зависимости от
объема производства и реализации товара приведены в таблице:
Объем реализации, тыс. шт. <...> Задание: Исследовать влияние цены реализации на безубыточный объем
производства и реализации товара, на объем производства и реализации, обеспечивающий получение максимальной прибыли, величину максимально возможной прибыли. <...> Указания по выполнению работы: Использовать для моделирования
среду электронных таблиц MS Excel, в которой построить таблицу, включающую столбцы:
Объем реа- ПостоянПеременВаловые
Валовая
Прибыль,
лизации,
ные
из- ные
из- издержки, выручка,
тыс. руб.
тыс. шт.
держки,
держки,
тыс <...>
Лабораторный_практикум_по_маркетингу_Методические_указания_для_студентов,_обучающихся_по_специальности_«Профессиональное_обучение_(экономика_и_управление)»._.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
Кафедра экономики и управления
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
ПО МАРКЕТИНГУ
Методические указания для студентов, обучающихся
по специальности
«Профессиональное обучение (экономика и управление)»
Тула – 2011
Стр.1
УДК 339.138(075.8)
ББК 65.90-2я73
Рецензент – канд. экон. наук доц. Т.В. Косцов
Лабораторный практикум по маркетингу: Методические указания
для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное
обучение (экономика и управление)». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та
им. Л.Н. Толстого, 2010. –20 с.
Методические указания включают описание лабораторных работ
по моделированию экономических явлений и процессов в сфере маркетинга
на персональном компьютере.
УДК 339.138(075.8)
ББК 65.90-2я73
Составитель: доцент, к.э.н. Басовская Елена Николаевна,
Учебно-методическое издание
2
Стр.2
Современный маркетинг в последнее время претерпел серьезные изменения,
вызванные трансформацией рынка, его ориентиров и требований, последними
достижениями в области науки и техники, в социальном развитии общества.
Главная
задача современного преподавания – привитие будущим специалистпам
рыночного сознания, которое обеспечивается освоением определенного
теоретического материала и практических навыков.
Целью лабораторных работ является усвоение понятийного аппарата системы
маркетинга и отдельных его инструментов.
Основная задача лабораторных работ - обучить студентов методам системного
решения проблем производства и продвижение товаров.
3
Стр.3
Лабораторная работа №1
Тема: Моделирование взаимодействия малого предприятия с конкурентным
рынком.
Условия моделирования:
Максимальная производственная мощность предприятия в планируемом
периоде 100 000 единиц товара. Постоянные издержки предприятия в планируемом
периоде составят 1200 тыс. руб. Переменные издержки в зависимости от
объема производства и реализации товара приведены в таблице:
Объем реализации, тыс. шт.
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Переменные издержки, тыс. руб.
200
360
490
610
760
960
100
1220
1550
1980
2560
Наиболее вероятная цена товара на рынке – 48 тыс. руб.
Пессимистические прогнозы цены – 38 и 43 тыс. руб.
Оптимистические прогнозы цены – 53 и 58 тыс. руб.
Задание: Исследовать влияние цены реализации на безубыточный объем
производства и реализации товара, на объем производства и реализации, обеспечивающий
получение максимальной прибыли, величину максимально возможной
прибыли.
Указания по выполнению работы: Использовать для моделирования
среду электронных таблиц MS Excel, в которой построить таблицу, включающую
столбцы:
Объем реализации,
тыс.
шт.
Постоянные
издержки,
тыс.
руб.
Переменные
издержки,
тыс.
руб.
Валовые
издержки,
тыс. руб.
Валовая
выручка,
тыс. руб.
Прибыль,
тыс. руб.
Определение безубыточного объема производства и реализации товара,
объема производства и реализации, обеспечивающего получение максимальной
прибыли, величины максимально возможной прибыли выполнить графически,
путем построения в среде электронных таблиц MS Excel точечных диаграмм.
Содержание отчета: Таблицы величин безубыточного объема производства
и реализации товара, объема производства и реализации, обеспечивающего
получение максимальной прибыли, величины максимально возможной прибыли
при различном уровне цен и выводы с рекомендациями по планированию
объема реализации товара на предстоящий период.
4
Стр.4
Лабораторная работа №2
Тема: Моделирование взаимодействия малого предприятия с рынком
несовершенной конкуренции.
Условия моделирования:
Предприятие производит и реализует подакцизный товар. Возможный
уровень акцизных сборов в планируемом периоде составит: наиболее вероятное
значение – 2 руб., оптимистическая оценка – 1 руб., пессимистическая оценка –
3 руб. Максимальная производственная мощность предприятия в планируемом
периоде 1000 000 единиц товара. Постоянные издержки предприятия в планируемом
периоде составят 1000 тыс. руб. Возможная цена и соответствующие ей
возможные объемы реализации, и переменные издержки производства и реализации
товара приведены в таблице:
Цена, руб.
15
14
13
12
11
10
9
8
7
6
5
Объем реализации,
тыс. шт.
0
100
200
300
400
500
600
700
800
900
1000
Переменные издержки,
тыс. руб.
0
500
900
1225
1500
1750
2025
2350
2800
3400
4300
Задание: Исследовать влияние величины акцизного сбора на безубыточный
объем производства и реализации товара, на объем производства и реализации,
обеспечивающий получение максимальной прибыли, величину максимально
возможной прибыли.
Указания по выполнению работы: Использовать для моделирования
среду электронных таблиц MS Excel, в которой построить таблицу, включающую
столбцы:
Цена,
тыс. руб.
Объем
реализации,
тыс.
шт.
Постоянные
издержки,
тыс.
руб.
Переменные
издержки,
тыс.
руб.
Валовые
издержки,
тыс.
руб.
Валовая
выручка,
тыс. руб.
Прибыль,
тыс.
руб.
Определение безубыточного объема производства и реализации товара,
объема производства и реализации, обеспечивающего получение максимальной
прибыли, величины максимально возможной прибыли выполнить графически,
путем построения в среде электронных таблиц MS Excel точечных диаграмм.
Содержание отчета: Таблицы величин безубыточного объема производства
и объема реализации товара, объема производства и реализации, обеспечивающего
получение максимальной прибыли, величины максимально возможной
прибыли при различном уровне акцизных сборов и выводы с рекомендациями
по планированию объема реализации товара на предстоящий период.
5
Стр.5
Лабораторная работа №3
Тема: Прогнозирование объемов реализации продукции на предстоящий
период.
Условия прогнозирования:
На предприятии имеются отчетные об объеме реализации продуктов А и
В, которые приведены в таблице:
Год
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Объем реализации
продукта А,
млн. руб.
2500
3000
2800
3100
3200
3000
3800
Объем реализации
продукта В,
млн. руб.
1350
1250
1450
1470
1580
1570
1690
Задание: Дать прогноз объемов реализации продуктов предприятия на
2011 и 2012 годы.
Указания по выполнению работы: Использовать для прогнозирования
среду электронных таблиц MS Excel, в которой для каждого продукта в отдельности
использовать метод «регрессия» в модуле «анализ данных» и получить
коэффициенты линейного уравнения регрессии – зависимость объема реализации
от порядкового номера года. На следующем этапе работы рассчитать с помощью
полученных формул объемы реализации с использованием средств
электронных таблиц.
Содержание отчета: Таблицы величин объемов реализации продуктов А и
В на 2007 и 2008 годы.
6
Стр.6