Пособие поможет ознакомиться с теоретическими основами
специальной психологии как самостоятельной науки, с
направлениями ее развития - применительно к различным
категориям детей, имеющим затруднения в обучении и
социально-психологической адаптации. <...> .23
Введение
Специальная психология - это отрасль психологической
науки, изучающая людей, для которых характерно
отклонение от нормального психического развития. <...> Возникновение специальной психологии (от греческого
5рес1а115 - особенный, своеобразный) как самостоятельной
науки относят к 60-м годам ХХ столетия. <...> До этого времени специальная психология являлась
неотъемлемой частью дефектологии - комплексной науки, включающей как разностороннее изучение причин и
механизмов отклоняющегося развития, так и разработку
научно обоснованных медико-психолого-педагогических
коррекционных воздействий применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и
личностно-социальном развитии. <...> С современных позиций специальную психологию
можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом
возрасте под влиянием различных факторов органической
или функциональной природы и проявляющихся в
замедлении или своеобразии психосоциального развития
ребенка, затрудняющих его социально-психологическую
адаптацию, обучение и дальнейшее самоопределение. <...> Поэтому предметом изучения специальной психологии
являются те дети, которые находятся в системе
специального образования, а также дети, которые
находятся в общеобразовательном пространстве и при
этом часто испытывают трудности обучения, социальнопсихологической адаптации вследствие, скажем, тяжелых
соматических заболеваний, перенесенных тяжелых
психологических стрессов, переживаний и т.д. <...> Следовательно, в центре внимания специальной
психологии- дети и подростки с различными отклонениями в
психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном <...>
Практикум_по_специальной_психологии.pdf
ББК 88.8 ß7
О 53
Олейникова Т.В. Практикум по специальной психологии
для студентов педагогических вузов. Соликамск, 2007. -
32 ñ.
Рецензент: кандидат педагогических наук С.В. Дель
Пособие предназначено для студентов педагогического,
психологического, гуманитарного и других факультетов.
Пособие поможет ознакомиться с теоретическими основами
специальной психологии как самостоятельной науки, с
направлениями ее развития - применительно к различным
категориям детей, имеющим затруднения в обучении и
социально-психологической адаптации.
Пособие предлагает значительно расширенный круг вопросов,
тем и разделов для семинарских занятий, для самостоятельной
работы студентов, что способствует формированию интереса к
специальным психологическим знаниям и их применению на
практике.
В пособии предложены контрольные вопросы, тестовые
задания и список литературы.
Ò.Â. Олейникова, составление, 2007
Соликамский государственный
педагогический институт, 2007
2
Стр.2
психической депривации”;
- “Критерии оценки, определение понятий “норма”,
“аномалия” в психическом и личностном развитии”;
- “Возрастные и индивидуальные особенности детей с
отклонениями в развитии”;
- “Причины и условия деформации личностного
развития ребенка”;
- “Методологические принципы дифференцированного
диагностического изучения проблемных детей в трудах
Л.С.Выготского “;
- “Дети с трудностями в развитии и их классификация
в научном наследии Л.С.Выготского “.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического
исследования. Ì., 1984.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
âîçðàñòå. Ì., 1968.
3. Дефектологический ñëîâàðü. Ì.: Педагогика, 1970.
4. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия
/ Под редакцией Â.Ñ. Ìóõèíîé. Ì., 1991.
5. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и
специальная психология: Словарь. Ярославль, 1999. -
“Академия развития”.
6. Соотношение биологического и социального в
÷åëîâåêå. Ì., 1975.
7. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и
содержание специальной психологической помощи детям
с проблемами в ðàçâèòèè. Ì., 2002.
Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи специальной психологии.
2. Основные направления развития специальной
психологии как науки, ее предметные отрасли.
3. Теоретические основы специальной психологии.
4. Структура дефекта по Л.С. Выготскому.
17
Стр.17