Данная статья Д.С. Шабалина опубликована в журнале Вестник
КГУКИ, № 1 (8) за 2005 г. – С. <...> Культово-произносительные истоки адыгского песенного фольклора
(Магия слова в адыгском песенном фольклоре)
В Северо-Кавказском государственном институте искусств выполнено
исследование «Адыгское народное многоголосие», которое успешно защищено его
автором профессором СКГИИ Б. Г. Ашхотовым в июне 2005 г. в Государственном
институте искусствознания в качестве докторской диссертации. <...> КГУКИ как
ведущая организация дал на эту работу соседей по региону официальный отзыв. <...> В качестве замечаний в отзыве нами были изложены свои выводы, прямо
вытекающие из материалов работы, уже самим своим появлением
свидетельствующие о весьма высокой значимости данного исследования,
выводящего на «вечные» темы музыкального языка – его близости к словесной
речи, связи национальных культур с классическими античными истоками. <...> В исследовании неоднократно отмечено, что адыгское певческое
произношение изначально связано с нисхождением: начинаются песни солистом
сверху, завершаются внизу пением с хором. <...> Такой – нисходящий – тип
мелодического движения, ограниченного часто квартовыми границами, со всей
очевидностью сближает язык адыгской песенности с античным музыкальным
языком, каким мы его знаем из многочисленных музыкально-грамматических
трактатов. <...> Тип музыкального мышления в обоих случаях один и тот же –
нисходящий, ограниченный симфониями кварты (или двойной кварты). <...> Причина
нисходящего музыкального мышления античных певцов и носителей адыгского
фольклора общая, обусловлена она либо близостью модально-речевых начал
адыгского и древнегреческого языков, либо адыгская музыкально-речевая культура
восприняла и сумела сохранить античные традиции с самой глубокой древности. <...> Как бы там ни было, но на примере адыгского пения мы в наше время можем
вживую смоделировать античное пение, проистекающее непосредственно из его <...>
Культово-произносительные_истоки_адыгского_песенного_фольклора(Магия_слова_в_адыгском_песенном_фольклоре)__Вестник_КГУКИ,_№_1_(8)._–_2005_г._–_С._36-42..pdf
Данная статья Д.С. Шабалина опубликована в журнале Вестник
КГУКИ, № 1 (8) за 2005 г. – С. 36-42.
Культово-произносительные истоки адыгского песенного фольклора
(Магия слова в адыгском песенном фольклоре)
В Северо-Кавказском государственном институте искусств выполнено
исследование «Адыгское народное многоголосие», которое успешно защищено его
автором профессором СКГИИ Б. Г. Ашхотовым в июне 2005 г. в Государственном
институте искусствознания в качестве докторской диссертации. КГУКИ как
ведущая организация дал на эту работу соседей по региону официальный отзыв.
В качестве замечаний в отзыве нами были изложены свои выводы, прямо
вытекающие из материалов работы, уже самим своим появлением
свидетельствующие о весьма высокой значимости данного исследования,
выводящего на «вечные» темы музыкального языка – его близости к словесной
речи, связи национальных культур с классическими античными истоками.
В исследовании неоднократно отмечено, что адыгское певческое
произношение изначально связано с нисхождением: начинаются песни солистом
сверху, завершаются внизу пением с хором. Такой – нисходящий – тип
мелодического движения, ограниченного часто квартовыми границами, со всей
очевидностью сближает язык адыгской песенности с античным музыкальным
языком, каким мы его знаем из многочисленных музыкально-грамматических
трактатов. Тип музыкального мышления в обоих случаях один и тот же –
нисходящий, ограниченный симфониями кварты (или двойной кварты). Причина
нисходящего музыкального мышления античных певцов и носителей адыгского
фольклора общая, обусловлена она либо близостью модально-речевых начал
адыгского и древнегреческого языков, либо адыгская музыкально-речевая культура
восприняла и сумела сохранить античные традиции с самой глубокой древности.
Как бы там ни было, но на примере адыгского пения мы в наше время можем
вживую смоделировать античное пение, проистекающее непосредственно из его
речевого произношения, а с ним и произносительную модальность
древнегреческой речи. (Заметим в скобках, что данная тематика, связанная с
ладообразованием и его истоками, коренящимися в произносительном символизме,
и изучение ее на новом, более конкретном уровне продолжает исследование
феномена, обозначенного Б. Асафьевым как «искусство интонируемого смысла» –
имеется в виду интонационная составляющая смысла в речи, – она
небезрезультатно разрабатывается нами в стенах КГУКИ – см. сборники трудов
КГУКИ за последние пять лет).
Несмотря на то, что в работе Б. Ашхотова постоянно упоминается об
архаичности данного вида пения и о его связи с древнейшими обрядовыми
действиями, в ней не идет речи о происхождении данного респонсорного жанра
напрямую из религиозного обряда, хотя из данных в ней описаний певческого
действа со всей очевидностью вытекает, что сольно-хоровая фактура данного
Стр.1