Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Лады западного средневековья.Октавные лады // Культурная жизнь Юга России.– Краснодар: КГУКИ, 2002. – № 2 (2). – С. 29-34. (80,00 руб.)

0   0
АвторыШабалин Дмитрий Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID149160
АннотацияРассматривается происхождениеи структура григорианских церковных ладов в сопоставление с византийскими.
Кому рекомендованостудентам, преподавателям, аспирантам
УДК78.03(09) (47)
ББК85.313 (2)
Лады западного средневековья.Октавные лады // Культурная жизнь Юга России.– Краснодар: КГУКИ, 2002. – № 2 (2). – С. 29-34. / Д.С. Шабалин .— : [Б.и.], 2002 .— 7 с. — URL: https://rucont.ru/efd/149160 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Опубликовано в региональном научном журнале Культурная жизнь Юга России, № 2 (2), 2002. <...> 29-34 продолжения статьи «Лады западного средневековья», опубликованной в журнале Культурная жизнь Юга России № 1 (1), 2002. <...> Октавные лады Григорианская октавная система является возвратно-восходящей – «ракоходной» – копией с античной системы октав. <...> В обеих системах в качестве общего звукового поля использовался один и тот же основной двухоктавный звукорядантичная полная большая система: A H c d e f g a h c1 d1 e1 f1 g1 a1. <...> Именно так, в восходящем порядке этот звукоряд приводится в средневековых манускриптах. <...> Однако в античности, изначально этот звукоряд строился только по нисхождению: a1 g1 f1 e1 d1 c1 h a g f e d c H A. <...> На принципиальность нисхождения в античном музыкальном мышлении неоднократно указывал Х. <...> На Западе возрождение античной звуковой системы шло путем ее восходящего переосмысления, присущего средневековью. <...> В итоге же получилось так, что там действительно в качестве основополагающего клали основной античный звукоряд в его восходящем виде и с начальными интервалами тон-полутон-тон (ср. <...> : A H c d e f g и т.д.), и совсем не по интервалам тон-тон-полутон (a g f e…), как это было в античности. <...> В византийском средневековье принцип восходящего движения противостоял античному нисхождению <...> [2] более глубинно – как инверсия, при которой повторялись в восхождении шаги нисходящего интервального состава, но не как григорианский ракоход, в своем восходящем движении не изменяющий строй античного нисходящего по природе звукоряда. <...> Античное нисхождение по интервалам тон-тон-полутон (a g f e) оказалось в византийском ладообразовании противопоставленным восхождению по этим же интервалам тон-тон-полутон (c d e f ). <...> Да и сам античный звукоряд, полная система большая: a1 g1 f1 e1 d1 c1 h a g f e d c H A, уже своим объемом не соответствовал более короткому звукоряду Востока Римской империи: c d e <...>
Лады_западного_средневековья.Октавные_лады__Культурная_жизнь_Юга_России.–_Краснодар_КГУКИ,_2002._–_№_2_(2)._–_С._29-34..pdf
Опубликовано в региональном научном журнале Культурная жизнь Юга России, № 2 (2), 2002. – С. 29-34 продолжения статьи «Лады западного средневековья», опубликованной в журнале Культурная жизнь Юга России № 1 (1), 2002. – С. 12-17. Д.С. Шабалин Лады западного средневековья. Октавные лады Григорианская октавная система является возвратно-восходящей – «ракоходной» – копией с античной системы октав. Это их тождество по противоположности выразилось во всех компонентах. В обеих системах в качестве общего звукового поля использовался один и тот же основной двухоктавный звукоряд – античная полная большая система: A H c d e f g a h c1 d1 e1 f1 g1 a1. Именно так, в восходящем порядке этот звукоряд приводится в средневековых манускриптах. Таким он представлен и в позднейших трактатах античной эпохи, в частности у Боэция. Однако в античности, изначально этот звукоряд строился только по нисхождению: a1 g1 f1 e1 d1 c1 h a g f e d c H A. На принципиальность нисхождения в античном музыкальном мышлении неоднократно указывал Х. Риман [1]. На Западе возрождение античной звуковой системы шло путем ее восходящего переосмысления, присущего средневековью. В итоге же получилось так, что там действительно в качестве основополагающего клали основной античный звукоряд в его восходящем виде и с начальными интервалами тон-полутон-тон (ср.: A H c d e f g и т.д.), и совсем не по интервалам тон-тон-полутон (a g f e…), как это было в античности. В византийском средневековье принцип восходящего движения противостоял античному нисхождению [2] более глубинно – как инверсия, при которой повторялись в восхождении шаги нисходящего интервального состава, но не как григорианский ракоход, в своем восходящем движении не изменяющий строй античного нисходящего по природе звукоряда. Античное нисхождение по интервалам тон-тон-полутон (a g f e) оказалось в византийском ладообразовании противопоставленным восхождению по этим же интервалам тон-тон-полутон (c d e f ). Да и сам античный звукоряд, полная система большая: a1 g1 f1 e1 d1 c1 h a g f e d c H A, уже своим объемом не соответствовал более короткому звукоряду Востока Римской империи: c d e f g a h c1. На Западе величина основного звукоряда и сам григорианский строй оказались возвращенными к античному объему и строю, с одной, правда, поправкой, – движение по нему мыслилось как восходящее: A H c d e f g a h c1 d1 e1 f1 g1 a1. На Востоке противопоставление античному звукоряду было интервальным: нисходящий античный порядок тон-тон-полутон был заменен византийским восходящим порядком тон-тон-полутон, но в пределах не двух октав, а лишь одной. Собственно, эта их противоположность была не взаимообусловленной, а случайной и касалась лишь одного пункта – строя. На Западе звуковую систему средневековья противопоставляли античной системе сознательно и в одном пункте – направления движения по звукоряду. Все остальное сохранялось: и октавность восьми ладов, и двухоктавный общий звукоряд. В итоге восемь григорианских октавных ладов были установлены на двухоктавном пространстве полной большей античной системы по образцу ее восьми октавных видов. Сопоставим ближе античные и тождественные им по противоположности григорианские октавные виды. На четвертом, считая сверху, месте полной большей античной системы находится начальный, или исходный, дорийский, октавный вид: e1 d1 c1 h a g f e. На том же самом античном звукорядном пространстве полной большей системы и тоже на четвертом месте, но теперь уже в подсчете снизу, находится первый григорианский лад: d e f g a h c1 d1. Благодаря столь своеобразному их тождеству – по противоположности – полученный григорианский лад был также назван дорийским. Гиповид дорийской октавы, в античном варианте расположенный на самом верху полной системы – a1 g1 f1 e1 d1 c1 h a, в григорианской его интерпретации – A H c d e f g a, стал плагальной парой первого автентического лада или, по другой, сплошной, григорианской номенклатуре – вторым, а потому и гиподорийским, ладом, как расположенным тоже на краю общего звукоряда, хотя теперь уже – снизу. Аналогичным образом находящаяся на пятой ступени сверху античная фригийская октава d1 c1 h a g f e d стала в ее григорианском возвратно-ракоходном виде третьим автентическим, или фригийским, григорианским ладом, расположенным тоже на пятой ступени, но – снизу: e f g a h c1 d1 e1. Гиповариант фригийской античной октавы, гипофригийская октава, находившаяся на второй ступени сверху – g1 f1 e1 d1 c1 h a g, в григорианском виде стала рассматриваться как плагальная пара третьего автентического, или четвертый григорианский гипофригийский лад, также находящийся на второй ступени, причем 29
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ