Опубликовано в региональном научном журнале Культурная жизнь Юга России, № 2 (2), 2002.
– С. 29-34 продолжения статьи «Лады западного средневековья», опубликованной в журнале
Культурная жизнь Юга России № 1 (1), 2002. – С. 12-17.
Д.С. Шабалин
Лады западного средневековья.
Октавные лады
Григорианская октавная система является возвратно-восходящей – «ракоходной» – копией с античной
системы октав. Это их тождество по противоположности выразилось во всех компонентах.
В обеих системах в качестве общего звукового поля использовался один и тот же основной двухоктавный
звукоряд – античная полная большая система: A H c d e f g a h c1 d1 e1 f1 g1 a1. Именно так, в восходящем порядке
этот звукоряд приводится в средневековых манускриптах. Таким он представлен и в позднейших трактатах
античной эпохи, в частности у Боэция. Однако в античности, изначально этот звукоряд строился только по
нисхождению: a1 g1 f1 e1 d1 c1 h a g f e d c H A. На принципиальность нисхождения в античном музыкальном
мышлении неоднократно указывал Х. Риман [1].
На Западе возрождение античной звуковой системы шло путем ее восходящего переосмысления,
присущего средневековью. В итоге же получилось так, что там действительно в качестве основополагающего
клали основной античный звукоряд в его восходящем виде и с начальными интервалами тон-полутон-тон (ср.: A
H c d e f g и т.д.), и совсем не по интервалам тон-тон-полутон (a g f e…), как это было в античности.
В византийском средневековье принцип восходящего движения противостоял античному нисхождению
[2] более глубинно – как инверсия, при которой повторялись в восхождении шаги нисходящего интервального
состава, но не как григорианский ракоход, в своем восходящем движении не изменяющий строй античного
нисходящего по природе звукоряда. Античное нисхождение по интервалам тон-тон-полутон (a g f e) оказалось в
византийском ладообразовании противопоставленным восхождению по этим же интервалам тон-тон-полутон (c
d e f ).
Да и сам античный звукоряд, полная система большая: a1 g1 f1 e1 d1 c1 h a g f e d c H A, уже своим объемом
не соответствовал более короткому звукоряду Востока Римской империи: c d e f g a h c1. На Западе величина
основного звукоряда и сам григорианский строй оказались возвращенными к античному объему и строю, с одной,
правда, поправкой, – движение по нему мыслилось как восходящее: A H c d e f g a h c1 d1 e1 f1 g1 a1. На Востоке
противопоставление античному звукоряду было интервальным: нисходящий античный порядок тон-тон-полутон
был заменен византийским восходящим порядком тон-тон-полутон, но в пределах не двух октав, а лишь одной.
Собственно, эта их противоположность была не взаимообусловленной, а случайной и касалась лишь одного пункта
– строя. На Западе звуковую систему средневековья противопоставляли античной системе сознательно и в одном
пункте – направления движения по звукоряду. Все остальное сохранялось: и октавность восьми ладов, и
двухоктавный общий звукоряд.
В итоге восемь григорианских октавных ладов были установлены на двухоктавном пространстве полной
большей античной системы по образцу ее восьми октавных видов. Сопоставим ближе античные и тождественные
им по противоположности григорианские октавные виды.
На четвертом, считая сверху, месте полной большей античной системы находится начальный, или
исходный, дорийский, октавный вид: e1 d1 c1 h a g f e. На том же самом античном звукорядном пространстве
полной большей системы и тоже на четвертом месте, но теперь уже в подсчете снизу, находится первый
григорианский лад: d e f g a h c1 d1. Благодаря столь своеобразному их тождеству – по противоположности –
полученный григорианский лад был также назван дорийским.
Гиповид дорийской октавы, в античном варианте расположенный на самом верху полной системы – a1 g1 f1
e1 d1 c1 h a, в григорианской его интерпретации – A H c d e f g a, стал плагальной парой первого автентического
лада или, по другой, сплошной, григорианской номенклатуре – вторым, а потому и гиподорийским, ладом, как
расположенным тоже на краю общего звукоряда, хотя теперь уже – снизу.
Аналогичным образом находящаяся на пятой ступени сверху античная фригийская октава d1 c1 h a g f e d
стала в ее григорианском возвратно-ракоходном виде третьим автентическим, или фригийским, григорианским
ладом, расположенным тоже на пятой ступени, но – снизу: e f g a h c1 d1 e1.
Гиповариант фригийской античной октавы, гипофригийская октава, находившаяся на второй ступени
сверху – g1 f1 e1 d1 c1 h a g, в григорианском виде стала рассматриваться как плагальная пара третьего
автентического, или четвертый григорианский гипофригийский лад, также находящийся на второй ступени,
причем
29
Стр.1