О.Е. Коханая, доктор культурологии,
кандидат философских наук, профессор
кафедры журналистики Института МАСС
МЕДИА Московского государственного
университета культуры и искусств
КУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ
ДЕТСКОГО ТЕАТРА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
Театр юного зрителя, возникший в России на заре Советской власти,
несомненно, был уникальным явлением мирового масштаба. <...> Целая сеть
ТЮЗов, раскинувшаяся по всей стране, по инициативе партийного
руководства,
на
протяжении
70
лет
занималась
планомерной
и
систематической деятельностью по социализации и инкультуризации
подрастающего поколения. <...> ХХ1 век - закончилась целая эпоха российской
культуры советского периода, во многом оставшаяся неисследованной с
современных позиций, как не до конца изучена и проблема ментальности
как архитипических проявлений массовой психологии советского человека, и
та роль, которая отводилась в формировании механизмов ментальности
детским театрам. <...> Обязательная сеть детских театров в каждом регионе, богатейший опыт
работы с юными зрителями деятелей театра, начиная с первых детских
театров начала 20-х годов: Государственный театр для детей под
руководством Генриетты Паскар, Московский театр для детей под
руководством Натальи Сац, Государственная мастерская педагогического
театра
под
руководством <...> Г.Л.
Рошаля;
Ленинградского ТЮЗа под руководством
с
педагогической
части <...> А.А. Брянцева, уникальные в
своем роде Кукольный театр Сергея Образцова, Детский музыкальный театр
Натальи Сац, Театр Зверей – это серьезные достижения в области детского
театра. <...> Положительные
идеалы,
высокие
нравственные
ценности,
возможность увидеть «благородные» поступки «благородных» героев в
сложных жизненных ситуациях, возвышенные мысли и чувства – все это
1
было непременным содержательным атрибутом театра юного зрителя. <...> Как
говорил А.С. Пушкин, «тьмы низких истин нам дороже <...>
Культурные_тренды_в_детском_театральном_искусстве_традиции_и_новаторство__.pdf
О.Е. Коханая, доктор культурологии,
кандидат философских наук, профессор
кафедры журналистики Института МАСС
МЕДИА Московского государственного
университета культуры и искусств
КУЛЬТУРНЫЕ ТРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ
ДЕТСКОГО ТЕАТРА: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
Театр юного зрителя, возникший в России на заре Советской власти,
несомненно, был уникальным явлением мирового масштаба. Целая сеть
ТЮЗов, раскинувшаяся по всей стране, по инициативе партийного
руководства, на протяжении 70 лет занималась планомерной и
систематической деятельностью по социализации и инкультуризации
подрастающего поколения. ХХ1 век - закончилась целая эпоха российской
культуры советского периода, во многом оставшаяся неисследованной с
современных позиций, как не до конца изучена и проблема ментальности
как архитипических проявлений массовой психологии советского человека, и
та роль, которая отводилась в формировании механизмов ментальности
детским театрам.
Обязательная сеть детских театров в каждом регионе, богатейший опыт
работы с юными зрителями деятелей театра, начиная с первых детских
театров начала 20-х годов: Государственный театр для детей под
руководством Генриетты Паскар, Московский театр для детей под
руководством Натальи Сац, Государственная мастерская педагогического
театра под руководством Г.Л. Рошаля; с педагогической части
Ленинградского ТЮЗа под руководством А.А. Брянцева, уникальные в
своем роде Кукольный театр Сергея Образцова, Детский музыкальный театр
Натальи Сац, Театр Зверей – это серьезные достижения в области детского
театра. Положительные идеалы, высокие нравственные ценности,
возможность увидеть «благородные» поступки «благородных» героев в
сложных жизненных ситуациях, возвышенные мысли и чувства – все это
1
Стр.1
было непременным содержательным атрибутом театра юного зрителя. Как
говорил А.С. Пушкин, «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий
обман», потому-то театр юного зрителя, взывавший к сфере
общечеловеческих ценностей, как правило, находил отклик в сердцах
широкого круга зрителей, целые поколения вырастали, веря в созидательную
силу Добра, торжество Истины и восхищение Красотой. Детский театр тем
самым давал мощный энергетический импульс, оптимистический заряд для
дальнейшей жизни. В этом его огромная позитивная роль.
Необратимые процессы, происходящие на каждой стадии развития
общества, влияют не только на его политическое устройство, но затрагивают и
преобразуют культуру. В области художественного творчества в современной
России неизбежно возникают новые идеи, формы, выражающие качественные
изменения общественного сознания, подтверждающие диалектическую связь
жизни и искусства. Разумеется, ни одно общество не дублирует социальный опыт
предыдущих поколений буквально, но оно воспроизводит, пусть вариативно, но
всѐ-таки уникальный набор социальных, интеллектуальных, эмоциональнообразных,
психико-компенсаторных и др. норм жизни и еѐ оценок,
антропологических ценностных представлений, сохраняя тем самым культурную
преемственность. В ситуациях социальных катаклизмов культура общества всѐ
равно в том или ином объѐме транслируется, хотя и подвергается существенным
изменениям, адаптируясь к новым условиям.
Не смотря на социальные проблемы современного российского общества,
естественным образом отражающиеся на культуре последних двух десятилетий,
явно просматриваются позитивные изменения в области функционирования
театра юного зрителя как особого социального института культуры. Театральное
искусство, выходя за пределы профессиональных учреждений, приобретает
новые функции в обществе, способствует театрализации самой жизни. Театр
как вид искусства, как профессия не теряет своей привлекательности для
юных, о чем говорят полные залы на спектаклях для детей и подростков,
2
Стр.2