Игровые технологии в системе
обучения и воспитания
специалиста - технолога
Методические рекомендации
Иваново
2009
Стр.1
Федеральное агентство по образованию
Ивановский государственный химико-технологический университет
Ивановский государственный университет
Игровые технологии в системе обучения и воспитания
специалиста - технолога
Методические рекомендации
Составители: А.В.Чешкова
С.В.Нилова
Иваново 2009
Стр.2
Составители: А.В.Чешкова, С.В.Нилова
УДК 677.027.042:577.1
Игровые технологии в системе обучения и воспитания специалиста –
технолога: методические рекомендации «Игровые технологии в системе
обучения и воспитания специалиста – технолога». /Сост.: А.В.Чешкова,
С.В.Нилова; Иван. гос. хим. - технол. ун - т. – Иваново, 2009. - 32 с.
Методические рекомендации включают в себя описание различных
игровых технологий (КТД, дискуссию, дискурсию, имитационные и ролевые
игры), которые могут быть использованы как преподавателями высшей
школы, так и других образовательных учреждений, выпускающих
специалистов технических направлений. Пособие позволит организовать
практические занятия в
творческом взаимодействии преподавателя со
студентами, учитывая условия динамично развивающихся производств.
Табл. 2 . Ил. 9.Библиогр.: 5 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПБ
«Ивановского государственного химико-технологического университета»
Рецензенты:
Кандидат педагогических наук А.В.Афонова (Институт развития
образования Ивановской обл.); «Институт развития образования Ивановской
области» кандидат педагогических наук А.В. Афонона
кандидат философских наук , М.Ю. Иванов (Ивановский Государственный
химико – технологический Университет)
2
Стр.3
Введение
Научно-техническая революция, нарастающий взрыв информации,
внедрение «прорывных» технологий в производство требуют и революции в
обучении, методы которого сегодня пришли в явное противоречие с
современными требованиями к молодому специалисту
инженеру или
магистру. Знания и умения, приобретаемые обучающимися в настоящее
время в высшей школе, не в полной мере соответствуют новым условиям в
сфере труда, которая претерпевает радикальные изменения. С одной стороны,
путем сокращения курса обучения выпускаются в жизнь широко
профилированные специалисты бакалавры, с другой, ставится задача
подготовить высококвалифицированного магистра специалиста-руководителя,
мыслителя, почти творца. Введение новых подходов к обучению требует
усовершенствования рабочих программ выпускающих кафедр, налаживания
межпредметных связей, изменения содержания обучения
подчас
перенасыщенного совершенно лишними предметами и информацией в пользу
целевых предметов и дисциплин. В этих условиях, в соответствии
рекомендациями ЮНЕСКО предпочтение следует отдавать предметам,
которые развивают интеллектуальные способности студентов, позволяют им
разумно подходить к техническим, экономическим и культурным изменениям,
дают возможность приобретать такие качества, как инициативность, дух
предпринимательства и приспособляемость, а также позволяют им более
уверенно работать в современной производственной сфере.
В Концепции модернизации российского образования основная цель
образования определяется
высшего
как
подготовка
специалиста
соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,
компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и
ориентированного в смежных областях деятельности, способного к
эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов,
готового к профессиональному росту, социальной мобильности.
В современной модели образования1 особо выделяют четыре базовые
компетентности: информационную, коммуникативную, самоорганизации и
самообразования.
«Владение информационными технологиями, умение заботиться о
своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые
составляющие
современного
востребованного
обществом качества
образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание
большого количества информации к освоению новых видов деятельности –
проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой
1 Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного
развития экономики //Материалы министерства образования и науки Российской
Федерации для обсуждения на августовских педагогических совещаниях работников
образования «Актуальные задачи современной модели образования» 2008 г.
3
Стр.4
современных образовательных стандартов становится формирование базовых
компетентностей современного человека:
– информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать,
применять информацию для решения проблем);
– коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими
людьми);
– самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно
относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
– самообразования (готовность конструировать и осуществлять
собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни,
обеспечивая успешность и конкурентоспособность)»
1. Исторические аспекты применения игровых технологий в
образовательном процессе вуза
Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно
актуальна в условиях перехода к новым образовательным стандартам
образования и развития компетентностного подхода к образованию. В
понимании компетентностного подхода возьмем за основу определение А. В.
Хуторского
«Компетентность
–
владение,
обладание
человеком
соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к
ней и предмету деятельности»2. Компетентность предполагает наличие
минимального опыта применения компетенции. Поэтому задачи
моделирования предстоящей профессиональной деятельности не только путем
увеличения срока производственных практик, но и иными педагогическими
методами являются актуальными и требующими оригинального решения, и
игровые технологии
воспитания специалистов для завтрашнего дня.
Традиционный образовательный процесс
становятся эффективным инструментом системы
в
высшей школе
осуществляется в рамках организационных форм обучения, среди которых
выделяют лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия,
самостоятельную работу, курсовое и дипломное проектирование,
ознакомительную и производственную практику и некоторые другие.
Специфика высшего профессионального образования заключается в
непосредственном взаимодействии образования и научной деятельности,
преподавании учебных дисциплин на уровне, максимально приближенном к
актуальным достижениям науки и практики, повышенных требованиях к
социально-гражданской и деловой подготовке выпускников высших учебных
заведений. Вместе с тем, успешное выполнение требований к современному
вузовскому образованию возможно лишь при сочетании применения
2 Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной
парадигмы образования // 4-я Всероссийская дистанционная августовская педагогическая
конференция "Обновление российской школы" http://www.eidos.ru/conf/2002/
4
Стр.5
традиционного дидактического комплекса и методов и приемов активизации
мыслительной и практической деятельности обучающихся, что является
важным фактором повышения эффективности усвоения и практического
овладения изучаемым материалом.
Одним из перспективных методов преподавания при подготовке
магистров на заключительной стадии обучения (1-2 курс магистратуры) или
инженеров (5,6 курс) может стать ролевая игра как форма активации и
выявления у студентов нескованного, оригинального воображения.
Большинство исследователей психолого-педагогических проблем высшей
школы (Н.В. Борисова, A.A. Вербицкий, A.M. Князев, С.Д. Неверкович и др.)
считают использование в образовательном процессе технологий активного
обучения, в том числе игровых технологий, наиболее перспективным
направлением повышения качества образования. Технологии активного
обучения приобретают все более важное значение в вузовском образовании,
существенно приближая образовательный процесс в вузе к предстоящей
профессиональной деятельности.
Необходим переход от преимущественно информационного обучения к
активному обучению с включением элементов проблемности, игровых
технологий, научного поиска, придание образовательному процессу в вузе
интенсивного, развивающего характера. Потребность такой перестройки
диктуется широкими возможностями при поиске нужной информации с
использованием Интернета и электронных библиотек. В современных
условиях студент должен знать, где и каким образом найти требуемый
материал, умело оперировать им, применяя совокупность знаний и навыков в
сочетании с игрой воображения.
За последние 20-25 лет дидактический комплекс вузовского образования
пополнился новыми образовательными технологиями, которые имеют
следующие характерные черты: доминирование игровых процедур;
использование принципа моделирования; осуществление интенсивного
межличностного общения; реализация принципа партнерства и т.д.
Способ, метод, средство обучения определяют название многих
существующих технологий, таких как догматические, репродуктивные,
объяснительно-иллюстративные,
программированного
обучения,
диалогические, коммуникативные, творческие, игровые и др. Следовательно,
по логике указанных авторов, если в основе технологии лежит игра, то такая
технология будет называться игровой технологией.
Й. Хейзинга в своей книге «Homo ludens»3 упоминает об агональной
основе культурной жизни, суть которой состоит в том, что культура
возникает в форме игры. Философию "игрокультуры" рассматривали
Й. Хейзинга, Э. Берн, Е. М. Минскин, И. А. Берлянд, Е. А. Хруцкий,
Н. П. Аникеева, В. В. Петрусинский, В. К. Тарасов.
Сущность и принципы применения игровых технологий в
образовательном процессе вуза исследовались в трудах О.С. Анисимова, Н.В.
Борисовой, A.A. Вербицкого, С.А. Габрусевича, С.Р. Гидрович, Д.Н.
5
Стр.6
Кавтарадзе, А.М. Князева, С.Д. Неверковича, ПИ. Пидкасистого, А.М.
Смолкина, И.Н. Сыроежина и других ученых, где предложены подходы к их
классификации, решены методологические и методические проблемы
использования игровых технологий в вузовском образовании, подтверждена
ведущая роль преподавателя в игропроцессе. Вопросы игротехнической
подготовки преподавателей рассматривались Я.М. Бельчиковым, М.М.
Бирштейн, Н.В. Борисовой, В.П. Бугриным, Л.Л. Графовой, В.Б. Кузовым,
В.Я. Платовым, Э.В. Стадниковой, Е.А. Хруцким и другими учеными. В их
трудах выявлены особенности деятельности преподавателя - игротехника,
сформулированы некоторые требования к его знаниям, умениям и
личностным качествам, обосновано содержание и раскрыты основные этапы
подготовки руководителей деловых игр.
Степень
активизации
учебно-познавательной
деятельности
обучающихся ряд авторов (Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн, Н.В. Борисова
А.М. Смолкин и др.) кладут в основу систематизации методов активного
обучения. Так, Н.В. Борисова разделяет их на имитационные и
неимитационные. К имитационным она относит такие методы проведения
занятий, которые позволяют строить учебно-познавательную деятельность
обучающихся на имитации профессионального труда. В свою очередь,
имитационные методы делятся Н.В. Борисовой на игровые и неигровые.
Несомненно, что применение данных приемов эффективно только при
условии наличия специально разработанного методического обеспечения,
создания положительной мотивации игротехнической деятельности и
атмосферы; использования специально разработанных критериев оценки
результативности подготовки преподавателей вузов к игротехнической
деятельности. Методологической основой исследования служат основные
положения диалектической теории познания, фундаментальные работы
ведущих педагогов (В.П. Беспалько, A.A. Вербицкого, A.C. Макаренко, А.М.
Смолкина, В.А. Сухомлинского и др.) и психологов (Б.Г. Ананьева,
П.К. Анохина, И. А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой,
С.Л. Рубинштейна и др.).
В данной работе проведен анализ педагогической и методической
игровых технологий в обучении студентов
практики применения
специальности «Химическая технология и оборудование текстильного
производства»; представлены данные педагогического наблюдения; оформлен
педагогический эксперимент, методы самооценки студента и студентовколлег
по ролевой игре.
Деловая игра – это такой вид деятельности, результатом которого
становится производство какого-либо материального или идеального
продукта с заранее заданными свойствами. Ролевые игры допускают
поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую он в игре
берет на себя. Игра регулируется определенными стандартами и
правилами.
6
Стр.7
В процессе ролевой игры возможна реализация идеальных отношений
между личностью и коллективом, когда, с одной стороны, представлена
полноценная свобода творчества не ограниченная рамками коллектива
(общественным мнением, традициями, целью деятельности коллектива,
характером межличностных отношений, обязанностями и т.п.), с другой
стороны, созданы условия для развития принципиально новых коллективных
идей не ограничивающих самораскрытие, самореализацию личности. (рис. 1).
Использование игровых технологий позволяет индивидуализацию
обучения соединять с реализацией коллективных форм учебных занятий.
"Это важнейшая предпосылка успешной подготовки специалиста для
коллективного по своей сути профессионального труда" (Вербицкий А. А.
Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк.,
1991. С. 29)."Коллективность не навязывается, она появляется в результате
собственной самоорганизации и самодисциплины" (Шмаков С. А. Феномен
коммунарской методики //Сов. педагогика. 1988. № 5. С. 63).
Игровые технологии в образовательном процессе вуза могут
осуществляться как сотворчество участников образовательного процесса, а
сотворчество существовать в форме игры, как особая форма совместной
деятельности.
Сотворчество
Личность
Коллектив
"Личностно ориентированное
образование (обучение, воспитание)"
"Коммунарская методика",
коллективно-творческое воспитание
Рис. 1. Идеал гармонии личности и коллектива
Термин "сотворчество" имеет две смысловые части – приставку
"со", служащую для образования имен существительных и глаголов,
означая общее совместное участие в чем-нибудь, и самостоятельное
понятие "творчество", которое в своем определении имеет ключевые
слова – "деятельность" и "мышление".
7
Стр.8
Мышление
"Совместное
" мышление
Совместная
деятельность
Деятельност
ь
Инд. творчество
Сотворчество
Рис. 2. Конструирование дефиниции
Предлагаемая в методических рекомендациях система педагогических
инструментов, на наш взгляд, позволяет преподавателю объединить интересы
и личности и коллектива. Последовательность инструментов расположена
таким образом, что их реализация на практике создает условия для
творческого взаимодействия (сотворчества) преподавателя и студентов и,
возможно, определяет путь гармоничной адаптации будущих выпускников в
рабочем коллективе в условиях производства.
Первоначальное
освоение студентами практической деятельности
может происходить на лабораторных занятиях, проводимых с использованием
ролевых (деловых или имитационных игр)3.
Имитационные игры позволяют использовать внутреннее противоречие
между "Я – действующим", "Я – отраженным" и "Я – творческим" как
"фундаментальное условие профессионального развития" (Митина Л.М.,
Кузьменкова О.В., 1998), создать условия для успешности деятельности, что
стимулирует развитие у субъекта интереса и потребности совершенствования
в ней, повышает его уровень притязаний.
В процессе каждой имитационной игры моделируется фрагмент урока
или внеурочного дела по предмету специализации, воспитательного дела с
использованием одной из конкретных педагогических технологий (игра,
беседа, дискуссия и т.п.). Студентам заранее определяются задания по
подготовке этих проектов, примерные даты их апробации. Помимо ведущего
имитационной игры, реализующего одну из педагогических технологий,
каждый студент в соответствии с графиком исполняет роль эксперта,
наблюдающего за игрой и дающего по ее окончании оценку, анализ.
Структура занятий, которая соответствует этапам, изложенным в теории
поэтапного формирования умственных действий с заранее намеченными
свойствами П.Я. Гальперина, состоит из следующих элементов.
– постановка учебных задач, мотивация деятельности студентов;
3 Творческое взаимодействие в образовательном процессе: Поиск гармонии личности
и коллектива: методические рекомендации для преподавателей и студентов/
М.И.Морозова, С.В.Нилова: Иван. гос. ун-т. - Иваново, 2001.
8
Стр.9
– актуализация знаний о конкретных технологиях, осваиваемых
студентами на данном занятии;
– подготовка к игре: уточнение ролей в имитационной игре,
определение заданий для ее анализа, создание комфортных условий
посредством установок;
– проведение имитационной игры;
– саморефлексия. Коллективный анализ имитационной игры;
– самостоятельная работа студентов (фиксация в тетрадях плана
реализованного проекта, наиболее интересных и эффективных приемов,
творческих находок, представленных в ходе игры и коллективного анализа);
– обобщение, выводы по итогам деятельности.
Ролевые игры занимают особое место в процессе организации обучения.
Дидактическое значение этих игр заключается в следующем.
– В ходе имитационных игр у студентов формируются основы
профессиональных умений. Как известно, под умением понимается владение
способом применения знаний в практической деятельности. Следовательно,
основой умений, с нашей точки зрения, следует считать положительный
результат, полученный при первичном использовании технологий, приемов
педагогической деятельности.
– Имитационные игры способствуют активному осмыслению действий
и операций, входящих в состав педагогической деятельности. Игра переводит
студентов в позицию активных участников образовательного процесса, что не
может не отразиться на эффективности процесса обучения. Как отмечал
А. Н. Леонтьев (1977), деятельностное отношение между человеком и
предметом является условием адекватности и полноты его познания.
– Имитационная игра создает условия для реализации контекстного
подхода (А. А. Вербицкий, 1991) в профессиональном обучении, который
способствует активному формированию профессиональной мотивации и
профессиональной направленности студентов.
– Собственно игровые возможности данной формы обучения
позволяют создать условия для активного развития мыслительных процессов,
ценностных отношений, навыков межличностного взаимодействия. Следует
отметить также, что игровые действия сопровождаются положительными
эмоциями, а достижение игровой цели приносит чувство удовлетворения. Это
способствует активизации протекания психических процессов, устойчивости
внимания, длительности запоминания, повышению работоспособности и, что
немаловажно, порождает интерес и желание заниматься учебной деятельностью.
– Имитационные игры дают возможность осуществить личностно
ориентированный (индивидуальный) подход к обучению студентов,
"персонифицировать" профессиональную подготовку. Игровая форма
позволяет создать условия для самопознания, самооценки возможностей и
способностей, предопределяющих успешность будущей деятельности, и
своевременной коррекции негативных проявлений личности будущего
педагога.
9
Стр.10