Константин Сергеевич Аксаков
Народное чтение. Книжка первая. Спб., 1859
---------------------------------------------------------------------------Аксаков
К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит,
статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям
российской словесности").
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Предпринято
целое издание,
чтобы озарить ум народа светом
образованности, - издание, в котором просвещенные люди снисходительно
сообщают своим непросвещенным меньшим братьям новые для них истины и так
благодушно применяются даже в языке своем к народному языку. Я, право, не
знаю, чего еще желать? Как должен быть счастлив русский народ! Какие заботы,
какие просвещенные заботы великодушно принимает на себя наше образованное
общество о народе. Хотят избавить его даже от труда самому выбирать книги, а
готовят книгу собственно для его употребления, так что тут собрано все для
него полезное и приятное. В своем глубоком снисхождении к народу г-да
великодушные литераторы долго жуют предварительно пищу и предлагают народу
уже жеванное.
Чтение для народа! По нашему мнению, уже в этой мысли лежит ложь. Что
же народ - разве особенный отдел людей? Почему же для него и не существует
общего чтения, как для всех людей вообще, а изготовляется нарочно _чтение
народное_? Почему "История" Карамзина, "История" Соловьева, "Путешествие",
например, Головнина, "Юрий Милославский" {1} и пр. и пр. - не народное
чтение? И что это за чтение по сословиям? Но ведь в то же время у вас нет
чтения дворянского, нет чтения купеческого: отчего же существует у нас
чтение народное? Или вы на народ смотрите, как на малолетних детей, и - как
детское чтение, - так выделяете и народное чтение? "Наше общество
образованно, а народ находится в невежестве", - говорите вы. Неужели вы не
знаете, что масса сведений сама по себе ничего не значит и что шкап,
наполненный самыми умными книгами, нисколько от того не выигрывает и сам
умным не становится, что, следовательно, вся сила в том, какое изменение
производит масса сведений в принявшем ее человеке, как он усваивает ее, как
ею пользуется? Неужели не знаете вы, что масса сведений, положенная в голову
человека, сама по себе еще нисколько не дает право на совершеннолетие, что
есть дети-скороспелки, перенявшие не только сведения, но и приемы ученого
рассуждения о высоких и просвещенных предметах, и что все они - дети, и
вдобавок жалкие дети? Ученый ребенок все остается ребенком; напротив того,
человек не ученый, лишенный возможности обогатить себя сведениями, но
умственно самостоятельный, выросший в жизни действительной, в труде, борьбе
и лишении, может быть человеком совершеннолетним при всем своем
(к
сожалению) недостатке сведений; и наоборот, в сравнении с ним, человек с
богато начиненной головой, но с детским, пришибленным и запуганным умом, -
является очень несовершеннолетним человеком,
действительного ребенка только тем, что
различающимся от
ребенку еще предстоит вырасти в
самом деле быть совершеннолетним, а этому господину достигнуть
совершеннолетия - плохая надежда.
Точно в таком положении находится наше, так называемое, образованное
общество при всей массе своих сведений и при отсутствии (безделица) труда
самостоятельной мысли, не имеющее под собою никакой действительной почвы,
доселе робко, подобострастно поглядывающее на своего учителя, доселе не
решающееся _сметь свое суждение иметь_. Сравнение неверно будет разве в том,
что масса сведений, которою удручена наша просвещенная публика,
не
составляет еще такого исполинского невыносимого бремени: в этом отношении,
скапать правду, далеко нашему обществу до своего учителя {2}. И вот,
оторванное от народа уже полтораста лет, полтораста лет лишь подражательно,
наружно отражавшее на себе развитие других народов, полтораста лет не
знающее самостоятельной деятельности, - просвещение наше вздумало просвещать
простой народ и для этого выдает _народные_ книги. Низводя крестьянина, это
действительное, серьезное лицо в современной России, на степень "милых
детей", общество наше с важностью преподает ему уроки и сочиняет, для него
исключительно, _особые_ книги, которые для употребления образованного
общества, конечно, не годятся, ниже его, - но зато именно для народа
хороши!..
Повторяем: народ имеет право на все чтение, на все выходящие книги.
Стр.1