АТРИБУЦИЯ
www.antiqoboz.ru
О картине Н.К. Рериха
Известно, сколь обширно и многообразно художественное наследие
Николая Константиновича Рериха
(1874–1947), однако до сих пор нет точных сведений о том, сколько произведений создал художник. <...> Сложность учета
состоит в том, что работы рассеяны по
всему миру и многие из них имеют по
нескольку названий – авторских и полученных в процессе бытования. <...> В этом
кроется большая проблема, решить которую можно, лишь объединив усилия
владельцев, хранителей, антикваров и
исследователей. <...> «Вода живая и мертвая» обратил внимание Леонид Иванович Шумаков – директор
санкт-петербургского издательства
«Золотой век», приступивший к подготовке альбома, посвященного творчеству художника. <...> Тщательно выстраивая изобразительный ряд будущего
издания и пытаясь ввести в него как
можно больше «новых», то есть ранее не
воспроизводимых работ, Леонид Иванович на примере картины «Вода живая
и мертвая» столкнулся с проблемой, характерной для ряда произведений Рериха, – с разночтениями в названиях
и отсутствием сведений об истории их
создания и бытования. <...> Изучив литературные и интернетисточники, издатель обратил внимание на то, что с похожими названиями фигурирует не одна картина, а три. <...> Первая носит название «Живая вода»,
вторая – «Живая и мертвая вода»,
или «Вода живая и мертвая», третья –
«Мертвая вода». <...> «Живая вода» воспроизведена в известной коллективной монографии 1916 года «Н. <...> », где
в надписи под репродукцией приведены название, дата создания и принадлежность картины жене художника Елене Ивановне Рерих 1. <...> Картина «Живая и мертвая вода»,
или «Вода живая и мертвая» при жизни автора не воспроизводилась, но
ее название, дата создания и техника (темпера) фигурируют в «Списке
работ Н. <...> 1915
66
Антикварное обозрение № 1
Февраль 2010
АТРИБУЦИЯ
«Вода живая и мертвая»
ка, написанную С.Р. Эрнстом <...>
О_картине_Н.К._Рериха_«Вода_живая_и_мертвая»__Антикварное_обозрение._2010._№_1._С._66_–_68.pdf
АТРИБУЦИЯ
«Вода живая и мертвая»
ка, написанную С.Р. Эрнстом (1918)3
,
и в перечне произведений, приводимом
в американской монографии А. В. Яременко
(1931)4
. Картина ныне принадлежит
частному лицу.
Названия «Живая вода» и «Мертвая
вода» без указания даты создания картин
приведены в каталоге выставки
«Художники круга «Мир искусства» из
частных собраний Санкт-Петербурга»,
экспонировавшейся в 1997 году
в санкт-петербургском Манеже5
. Описания
включают одинаковые размеры
(71 х 90), материалы и технику
(холст, масло); воспроизведение работ
отсутствует.
Чтобы исследовать вышеперечисленные
произведения, пришлось поднять
списки работ Н.К. Рериха, в том числе
неопубликованные, составленные самим
художником, изучить его «Листы
дневника», переписку и периодику
1910-х годов, посмотреть каталоги выставок,
сравнить репродукцию с картины
«Живая вода» и цветной слайд
с картины «Вода живая и мертвая».
К счастью, в свое время я держала ее
в руках, изучала и даже записала несколько
своих суждений.
Прежде всего, необходимо было разобраться,
почему «Живая вода» после
1916 года никогда не воспроизводилась
и не упоминалась (за исключением
каталога 1997 года), почему во всех
списках рериховских работ фигурирует
только «Вода живая и мертвая», а на
выставке 1997 года экспонировались
и «Живая вода», и «Мертвая вода».
Итак, первое упоминание о картине
«Живая вода» было обнаружено
в заметке «Художественные вести»,
напечатанной 15/28 сентября
1915 года в петроградской газете «Речь».
Сообщалось, что прошедшее лето Рерих
провел в Новгородской губернии6
, где
он создал ряд картин, этюдов и эскизов.
Среди завершенных работ назывались
«Знамение», «Волокут волоком,
«Стрелы неба – копья земли», «Могила
великана», «Дом Духа» и «Живая вода».
С этим названием картина была опубликована
в 1916 году в монографии
«Н. К. Рерих», но уже в феврале
1917 года с названием «Вода живая
и мертвая» картина экспонировалась
на открывшейся в Петрограде выставке
«Мира искусства»7
, где для сорока
работ Рериха был отведен целый зал
и где впервые выставлялись произведения,
созданные летом 1915 года.
Н.К. Рерих. Вода живая и мертвая. 1915–1917 гг. Х., темп. 73 х 89. Частное собрание
Февраль 2010
АНТИКВАРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 1
67
Стр.2