Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

О картине Н.К. Рериха «Вода живая и мертвая» // Антикварное обозрение. 2010. № 1. С. 66 – 68 (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЯковлева Елена Пантелеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID14066
АннотацияАвтор исследует историю создания картины Н.К. Рериха «Вода живая и мертвая», связывая историю ее создания с философскими воззрениями художника, исторической ситуацией в России перед 1917 годом. Приводятся доказательства атрибуции картины, обращается внимание на ошибки, допущенные в прежних изданиях и каталогах выставок. Статья снабжена библиографическим списком.
Кому рекомендованоискусствоведам, интересующимся историей искусств
Яковлева, Е.П. О картине Н.К. Рериха «Вода живая и мертвая» // Антикварное обозрение. 2010. № 1. С. 66 – 68 / Е.П. Яковлева .— : [Б.и.], 2010 .— 3 с. — URL: https://rucont.ru/efd/14066 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АТРИБУЦИЯ www.antiqoboz.ru О картине Н.К. Рериха Известно, сколь обширно и многообразно художественное наследие Николая Константиновича Рериха (1874–1947), однако до сих пор нет точных сведений о том, сколько произведений создал художник. <...> Сложность учета состоит в том, что работы рассеяны по всему миру и многие из них имеют по нескольку названий – авторских и полученных в процессе бытования. <...> В этом кроется большая проблема, решить которую можно, лишь объединив усилия владельцев, хранителей, антикваров и исследователей. <...> «Вода живая и мертвая» обратил внимание Леонид Иванович Шумаков – директор санкт-петербургского издательства «Золотой век», приступивший к подготовке альбома, посвященного творчеству художника. <...> Тщательно выстраивая изобразительный ряд будущего издания и пытаясь ввести в него как можно больше «новых», то есть ранее не воспроизводимых работ, Леонид Иванович на примере картины «Вода живая и мертвая» столкнулся с проблемой, характерной для ряда произведений Рериха, – с разночтениями в названиях и отсутствием сведений об истории их создания и бытования. <...> Изучив литературные и интернетисточники, издатель обратил внимание на то, что с похожими названиями фигурирует не одна картина, а три. <...> Первая носит название «Живая вода», вторая – «Живая и мертвая вода», или «Вода живая и мертвая», третья – «Мертвая вода». <...> «Живая вода» воспроизведена в известной коллективной монографии 1916 года «Н. <...> », где в надписи под репродукцией приведены название, дата создания и принадлежность картины жене художника Елене Ивановне Рерих 1. <...> Картина «Живая и мертвая вода», или «Вода живая и мертвая» при жизни автора не воспроизводилась, но ее название, дата создания и техника (темпера) фигурируют в «Списке работ Н. <...> 1915 66 Антикварное обозрение № 1 Февраль 2010 АТРИБУЦИЯ «Вода живая и мертвая» ка, написанную С.Р. Эрнстом <...>
О_картине_Н.К._Рериха_«Вода_живая_и_мертвая»__Антикварное_обозрение._2010._№_1._С._66_–_68.pdf
АТРИБУЦИЯ «Вода живая и мертвая» ка, написанную С.Р. Эрнстом (1918)3 , и в перечне произведений, приводимом в американской монографии А. В. Яременко (1931)4 . Картина ныне принадлежит частному лицу. Названия «Живая вода» и «Мертвая вода» без указания даты создания картин приведены в каталоге выставки «Художники круга «Мир искусства» из частных собраний Санкт-Петербурга», экспонировавшейся в 1997 году в санкт-петербургском Манеже5 . Описания включают одинаковые размеры (71 х 90), материалы и технику (холст, масло); воспроизведение работ отсутствует. Чтобы исследовать вышеперечисленные произведения, пришлось поднять списки работ Н.К. Рериха, в том числе неопубликованные, составленные самим художником, изучить его «Листы дневника», переписку и периодику 1910-х годов, посмотреть каталоги выставок, сравнить репродукцию с картины «Живая вода» и цветной слайд с картины «Вода живая и мертвая». К счастью, в свое время я держала ее в руках, изучала и даже записала несколько своих суждений. Прежде всего, необходимо было разобраться, почему «Живая вода» после 1916 года никогда не воспроизводилась и не упоминалась (за исключением каталога 1997 года), почему во всех списках рериховских работ фигурирует только «Вода живая и мертвая», а на выставке 1997 года экспонировались и «Живая вода», и «Мертвая вода». Итак, первое упоминание о картине «Живая вода» было обнаружено в заметке «Художественные вести», напечатанной 15/28 сентября 1915 года в петроградской газете «Речь». Сообщалось, что прошедшее лето Рерих провел в Новгородской губернии6 , где он создал ряд картин, этюдов и эскизов. Среди завершенных работ назывались «Знамение», «Волокут волоком, «Стрелы неба – копья земли», «Могила великана», «Дом Духа» и «Живая вода». С этим названием картина была опубликована в 1916 году в монографии «Н. К. Рерих», но уже в феврале 1917 года с названием «Вода живая и мертвая» картина экспонировалась на открывшейся в Петрограде выставке «Мира искусства»7 , где для сорока работ Рериха был отведен целый зал и где впервые выставлялись произведения, созданные летом 1915 года. Н.К. Рерих. Вода живая и мертвая. 1915–1917 гг. Х., темп. 73 х 89. Частное собрание Февраль 2010 АНТИКВАРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 1 67
Стр.2