Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Культурология. Электронный учебно-методический комплекс. (95,00 руб.)

0   0
Первый авторСосновцева О.Б. СГСЭУ
ИздательствоИКЦ СГСЭУ
Страниц11
ID13892
Аннотация В учебном пособии приведены теоретические сведения о структуре и составе современного культурологического знания, о различных методах культурологических исследований, об основных понятиях культурологии, о типологии культуры, о месте и роли России в мировой культуре, о тенденциях культурной универсализации в мировом современном процессе, об инкультурации и социализации личности.
Кому рекомендованоКурс соответствует государственному образовательному стандарту ВПО и предназначен для организации самостоятельной работы студентов
Сосновцева О.Б., С. Культурология. Электронный учебно-методический комплекс. / С. Сосновцева О.Б. — Электронный образовательный ресурс создан на базе Информационного Компьютерного Центра СГСЭУ с использованием технологий AutoPlay MediaStudio 7.0. — Саратов : ИКЦ СГСЭУ, 2009 .— 11 с. — Дизайнер курса Богачев А.В., редактор Аникин В.А., оформитель Богачева С.В. — URL: https://rucont.ru/efd/13892 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Цель изучения дисциплины «Культурологии» состоит в том, чтобы приобщить студентов к культурному наследию человечества, содействовать их интеграции в мировую и отечественную культуру, помочь студентам выработать индивидуальное осознанное понимание культуры как мира человека, способствовать преодолению разрыва между высокой профессиональной подготовкой и низким общекультурным уровнем, активизировать творческие способности студентов и, наконец, сформировать гуманистические воззрения как неотъемлемую часть профессионального мировоззрения. <...> Задачи дисциплины: проследить становление и развитие понятий «культуры» и «цивилизации», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри-и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа, категориальным аппаратом данной области знания, с историей культурологической мысли, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историкокультурное своеобразие. <...> В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление о структуре и составе современного культурологического знания, о различных методах культурологических исследований, об основных понятиях культурологии, о типологии культуры, о месте и роли России в мировой культуре, о тенденциях культурной универсализации в мировом современном процессе, об инкультурации и соци ализации личности; знать предмет, цели и задачи дисциплины «Культурология», ключевые понятия и межпредметные связи данной дисциплины с другими гуманитарными и естественными науками, основной перечень специальной справочной литературы по дисциплине, значение данной <...>
Культурология._Электронный_учебно-методический_комплекс..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Культурология._Электронный_учебно-методический_комплекс..pdf
Учебная программа курса. Цель изучения дисциплины «Культурологии» состоит в том, чтобы приобщить студентов к культурному наследию человечества, содействовать их интеграции в мировую и отечественную культуру, помочь студентам выработать индивидуальное осознанное понимание культуры как мира человека, способствовать преодолению разрыва между высокой профессиональной подготовкой и низким общекультурным уровнем, активизировать творческие способности студентов и, наконец, сформировать гуманистические воззрения как неотъемлемую часть профессионального мировоззрения. Задачи дисциплины: проследить становление и развитие понятий «культуры» и «цивилизации», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри-и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа, категориальным аппаратом данной области знания, с историей культурологической мысли, раскрыть существо основных проблем современной культурологии, дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историкокультурное своеобразие. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление о структуре и составе современного культурологического знания, о различных методах культурологических исследований, об основных понятиях культурологии, о типологии культуры, о месте и роли России в мировой культуре, о тенденциях культурной универсализации в мировом современном процессе, об инкультурации и соци ализации личности; знать предмет, цели и задачи дисциплины «Культурология», ключевые понятия и межпредметные связи данной дисциплины с
Стр.1
другими гуманитарными и естественными науками, основной перечень специальной справочной литературы по дисциплине, значение данной дисциплины для выработки осознанного восприятия социальнопреобразующих функций культуры, основные культурные символы и направления в искусстве прошлого и настоящего, необходимый минимум теоретических знаний о сущности, функциях, структуре, закономерностях развития и основных типах культуры, своеобразие и специфику разных эпох мирового историко-культурного развития; уметь использовать и применять на практике в своей будущей профессиональной деятельности теоретические знания дисциплины «Культурология», пользоваться специальной справочной литературой для подготовки различных заданий в сфере своей будущей деятельности, уметь ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве прошлого и настоящего, понимать направленность изменений в духовной жизни общества, выявлять основные тенденции преобразований в культурной сфере. Курс культурологии является одной из базовых учебных дициплин оциально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Требования к уровню освоения содержания курса Студенты должны уметь применять полученные культурологические знания в своей жизненной практике и профессиональной деятельности, уметь работать с гуманитарными научными текстами, а также сформировать личностную позицию по отношению к вопросам современной социокультурной ситуации. Полученные культурологические знания призваны помочь студентам творчески подходить к решению различных профессиональных проблем. Содержание курса
Стр.2
Тема 1: Культурология как наука Возникновение термина «культурология» и его значение (Л.Уайт). Объект культурологии - культура как целостная, динамичная, открытая система. Предмет культурологии - выявление основных тенденций развития культуры, роли и места культуры в системе бытия, специфической природы культуры как метода самореализации человека. Место культурологии в системе гуманитарного знания: соотношение и взаимодействие с философией, антропологией, этнографией, историей, социологией, психологией, искусствознанием, этикой, политологией, экономикой, экологией и т.д. Структура культурологического знания. Проблемы методики и методологии культурологических исследований. Соотношение логики развития культуры и логики изучения культуры. Эмпирическая база культурологии. Специфика культурологии как интегративной гуманитарной науки XX века: преодоление сегментарности в исследованиях культуры до Новейшего времени и интеграция различных традиций исследования антропологической, теологической, психоаналитической, этнографической, лингвистической и др.). Культурология как преодоление разрыва культуры XX века на «две культуры» (Ч.Сноу). Актуальность проблем культуры на современном этапе развития человечества. Относительность выводов каждого из многочисленных культурологических направлений, подходов, методов. Их разнообразие как предпосылка развития науки о культуре. Системный подход к изучению культуры (Л.Уайт). Культурология о ценностях культуры. Культура как социально выраженная природа. Культура как защита от разрушения и распада. Субъективное и объективное в воспроизводстве культуры. Культурологические школы XX века: общественно-историческая (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби); натуралистическая (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Б. Малиновский); социологическая (Т. Элиот, П. Сорокин, культуры (историко-философской,
Стр.3
М. Вебер); структурально-символическая (Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Ю. Лотман) и др. Многообразие методов культурологического исследования. Культура как предмет Философского анализа. Историко-философские концепции эпохи Просвещения (Дж. Вико, Вольтер, Ж.Ж. Руссо, И. Гердер, И. Кант). Концепция культуры Гегеля как закономерного всемирно-исторического процесса. Иррационалистическая и романтическая трактовка культуры (А. Шопенгауэр, Й. Фихте, Ф. Шеллинг, и др.). Постклассическая модель культуры: концепции «философии жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер), «неокантианства» (Г. Риккерт, В. Виндельбанд); феноменологии (Э. Гуссерль); психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм), культурноисторической школы (Л. Фробениус, Ф. Гребнер). Роль и значение антропологической школы в культурологии (Ф. Боас, К. Леви-Стросс, Л. Уайт, Б. Малиновский и др.). Исторический и историко-этические подходы в культурологии (К. Ясперс, А.Швейцер). Игровые концепции культуры (И. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Е. Финк). Культурология и герменевтика (В. Дильтей). Роль культуры в концепциях о ноосфере (В. Вернадский, П. Тейяр де Шарден). Новое видение культуры в концепциях постмодернизма (Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Лиотар и др.). Формирование планетарной культурной системы. Культурология и глобальные проблемы современности. Структура культурологического знания: фундаментальная (теоретическая) и прикладная культурология. Социальная и гуманитарная культурология. Тема 2: Культура как феномен Этимология понятия «культура». Трансформация итого понятия в истории человечества. Античность: культура как «пайдейя» (Платон) и как «обработка, возделывание» земли (Катон) и умственных способностей (Цицерон). Средневековье: культ и культура, вера и разум, дуализм природного и божественного. Возрождение: человек как творец и хранитель
Стр.4
культуры. Просвещение: выделение понятия «культура» (С. Пуфендорф), понимание культурно-исторического процесса как развития человеческого разума (Дж. Вико, Вольтер, И. Гердер). Понимание культуры в немецкой классической философии (И. Кант и Г. Гегель). «Классическая модель культуры»: европоцентризм как ее основание, историзм и гуманизм как основные теоретические принципы ее построения. «Постклассический» период понимания культуры: разрушение «классической модели» культуры и кризис европейского классического рационализма. Разнообразие определений культуры (в настоящее время их около тысячи!) как отражение сложности и многозначности самого феномена культуры. Современные научные представления о культуре в эпоху постмодернизма. Смыслы культуры: культура как поиск смысла человеческого существования; культура как форма одновременного бытия и общения людей разных культур; как сфера самодетерминации личности, как «заклятье хаоса» (А. Белый); как «мир впервые» (В. Библер); как свобода человеческого творчества (Н. Бердяев). Ценностная природа культуры. Ценность как критерий различения «наук и природе» и «наук о духе» (неокантианство). Понятие культурной нормы и культурной ценности. Классификация и иерархия ценностей. Ценностный аспект межкультурных коммуникаций, соотношение универсального и уникального. Культура как система. Общие представления о системах (естественные неживые, естественные живые, искусственные). Проблема неоднородности культуры. Культура как сложная, самоорганизующаяся система. Типы культурных систем. Структура культурной системы. Системный и системнофункциональный подходы в культурологии. Концепция культурных систем Л. Уайта (взаимозависимость и взаимовлияние трех подсистем культуры - технологической, социальной и идеологической).
Стр.5
Функции культуры (гуманистическая, гносеологическая, информационная, нормативная, семиотическая, аксиологическая и др.). Типологизация как способ осмысления социопультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и разнообразия форм. Критерии и основания для типологической классификации культуры. Идеальные культурные типы (М. Вебер). Три глобальных культурно-исторических типа (дописьменный или традиционный, письменный и экранный (М. Маклюэн). Три типа культуры в концепции П. Сорокина (идеациональный, идеалистический и чувственный). Этнографические критерии типологии (антропологические, лингвистические, географические и пр.). Понятия «этноса» и «этногенеза». Культура как одно из следствий этногенеза (концепция Л. Гумилева). Исторический критерий типологизации культуры. Пространственно-региональный критерий: западноевропейская, арабомусульманская, индийская, латиноамериканская и пр. Понятие национальной культуры. Религиозный критерий: христианский, мусульманский, конфуцианскодаосистский, индо-буддийский типы культуры. Социологические критерии. Жизненно-циклические (возрастные) принципы классификации культуры (выделение детской, молодежной, культуры пожилых). Дифференциация культуры на субкультуры по принципу социальной специфики ее носителей. Маргинальный характер субкультур. Проблемы контркультуры. Официальные и альтернативные культуры. Дихотомия «Восток-Запад». Типологическая характеристика русской культуры. Типологические модели культуры: культурно-антропологическая (Э. Тайлор), функциональная (Б. Малиновский), структурно-антропологическая (К. Леви-Стросс), концепция культурно-исторических типов (Н. Данилевский), теории «локальных цивилизаций» (О. Шпенглер, А. Тойнби), «осевая» концепция культуры К. Ясперса и др. Культура материальная,
Стр.6
социальная и духовная. Массовая и элитарная культуры как две социальные формы существования культуры. Социальные функции и основные жанры массовой культуры. Культурологический анализ феномена массовой культуры (концепции Х. Ортеги-и-Гассета, Д. Белла, М. Маклюэна). Элитарная культура как антипод массовой (концепции элитарности А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Х. Ортеги-и-Гассета и др.). Политическая, экономическая, художественная, правовая, экологическая культуры. Понятие экономической культуры, ее роль в национальной культуре. Экономика как феномен культуры, как деятельность по преобразованию природы, общества и человека. Экономика как система ценностей, преобразовательной активности человека. Предпринимательство как форма экономической деятельности, как сфера самореализации личности. Единство человека как субъекта культуры и предринимательской деятельности. Влияние культурно-исторических особенностей жизни человека на его формирование как субъекта предпринимательской деятельности. Культурологические основы западноевропейского предпринимательства (Ф. Хайек, М. Вебер): индивидуализм, либерализм, рационализм, демократизм, уважение к праву и пр. Западная культурологическая парадигма экономики (рационализм и сциентизм). Культурные традиции российского предпринимательства и мировоззренческие факторы его формирования. Влияние православия на «дух предпринимательства» в России. «Русская идея» и ее влияние на отечественных предпринимателей. Социальные структуры воспроизводства предпринимательства как мировоззрения и экономической практики, личность предпринимателя и отношение к ней в художественной культуре: предприниматель как «губитель вишневого сада» (А. Чехов, И. Бунин). Экономическая культура современного общества. Структура экономической культуры. Корпоративная культура. Культурологический анализ современного российского предпринимателя. Актуальные нравственные и правовые проблемы отечественного предпринимательства. Влияние
Стр.7
западной культуры, средств массовой информации на специфику отечественного предпринимательства. Культ денег и культ труда в мировоззрении «новых русских». Перспективы синтеза культурологических основ отечественного и западного предпринимательства. Тема 3: Культура и цивилизация Возникновение понятия «цивилизации», история и логика его изменения. формирование антитезы «цивилизация – культура» в эпоху Просвещения (Ж.Ж. Руссо). Различные точки зрения на проблему соотношения культуры и цивилизации: цивилизация как синоним культуры; цивилизация как определенная стадия развития человеческого общества после дикости и варварства (Л. Морган, Ф. Энгельс); цивилизация как определенный уровень развития материальной культуры общества; цивилизация как фаза разложения культурно-исторического типа (О. Шпенглер); цивилизация как культурно-историческая система (А. Тойнби); цивилизация как тысячелетние циклы, качественно меняющие содержание человеческой истории (О. Тоффлер). Современные представления о цивилизации как ритме смены коренных преобразований на разных этапах пирамиды общества. Представления о цивилизации как совокупности культурно-исторической специфики развития отдельных стран: многообразие локальных цивилизаций. Мировая цивилизация. Классификация ЮНЕСКО. Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Культура как социогенетика мировой и локальных цивилизаций. Культура как генотип общества, формирующий механизм наследственности, изменчивости и «отбора» цивилизаций. Культура как фактор устойчивости социального организма, адаптации к окружающей культурно-цивилизационной среде. Роль культуры в динамике цивилизаций. Основный концепции культуры и цивилизации (Н. Данилевский и его труд «Россия и Европа»; О. Шпенглер и его работа «Закат Европы»; А. Тойнби и его труд «Постижение истории»; Ж.-П. Сартр и его экзистенциальная оценка цивилизации; взаимодействие ментальности и хозяйственного уклада в цивилизациях (М.Вебер); логика экономического роста цивилизации (Ф. Бродель). Рассмотрение цивилизации в современной культурологии как целостности экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Специфика техногенной цивилизации. Концепция мировой глобальной цивилизации и метакультуры как стремление человечества к общепланетарному взаимодействия и культурному единству при сохранении культурного многообразия. Концепции космизма как перспектива перехода к принципиально новой человеческой
Стр.8
истории (Н. Федоров, П. Флоренский, В. Вернадский). «Диалог культур» как преодоление современного кризиса (В. Библер). Тенденции культурной универсализации в мировом цивилизационном процессе третьего тысячелетия.
Стр.9
Рекомендуемый библиографический список ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Введение в культурологию[Текст]: Учеб. пособие для вузов /Рук. автор. колл. и отв.ред.Е. В. Попов.- М.: ВЛАДОС, 1996. – 336с. Горелов А.А. Культурология [Текст]: Учеб. пос. М.: Юрайт-М, 2002. – 400 с. Гуревич П.С. Культурология[ Текст]: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: УИЦ «Гардарики», Литературно-педагогическое агентство «Кафедра – М», 1999. – 288 с. Кармин А.С. Культурология [Текст]: Учебник. – 3-е изд., стер. – СПб: Изд-во «Лань», 2004. – 928 с. Культурология [Текст]: Учебное пособие /Авторы-сост. О.М.Орлов, О.Б.Сосновцева. – Саратов:СГСЭУ, 2004. – 84 с. Культурология[Текст]: Учеб.пособие /ред. А. И. Маркова. – 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с. Культурология. История мировой культуры [ Текст ]: Учебник для вузов /Под ред. проф. А.И.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2003. – 600 с. Культурология: Курс лекций[Текст] /Сост. и ответств. ред. проф. А.А. Радугин. М.: Центр, 1999. – 304 с. Культурология[Текст]: Учеб. пособие для вузов /под ред. проф. Г. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 576 с. Сосновцева О.Б. Культурология[Текст]: Учеб.пособие для студ. всех спец. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 1999.- 103 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Культура и культурология [Текст]: Словарь /Сост. и ред. А.И.Кравченко. М.: Академический Проект, Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 928 с. Культурология. ХХ век [Текст]: Энциклопедия в 2 т./Глав.ред., сост. и автор проекта С.Я.Левит. Т.1.- СПб.: Университетская книга, 1998. – 447 с. Т.2. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 447 с. Культурология. ХХ век [ Текст]: Энциклопедический словарь. СПб., Университетская книга, 1997.- 640 с. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст]. М. ООО «Изд-во «Вече 2000», ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 512 с. Кравченко А.И. Культурология [Текст]: Словарь. М.: Академический Проект, 2000. – 671 с. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов [Текст] : Учеб. пособие для вузов. М.: Центр, 2001. – с.336. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века [Текст]: М.: Аграф, 1997. – 384 с. Шендрик А.И. Теория культуры: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИДАНА, 2002. – 519 с.
Стр.10