Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638309)
Контекстум
Электро-2024
Посев

Посев №47 1967 (80,00 руб.)

0   0
Страниц8
ID138669
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1967 .— №47 .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138669 (дата обращения: 10.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Таким образом молодежь эта «...беспредельно счастливы тем, что (родились, жи оказалась вне закона, не защищенная никаки ми конвенциями и национал-социалисты мо вем и трудимся в стране, которая... взметнула над гли морить голодом и уничтожать эту моло миром красное знамя освобожденного труда». дежь, как хотели. <...> И далее: «Молодая ^интеллигенция активно участвует в раз вознаграждения за свою работу, — говорить витии науки и создания новой техники, она вносит об освобожденном труде! <...> Шаманские заклинания В дни празднования партией пятидесяти летия Октябрьского переворота, когда КПСС бесстыдно и беззастенчиво прославляла саму себя, привыкшие к шаблонам мозги партий ных писарей произвели на свет множество документов. <...> Мы говорим о «Письме советской молодежи Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза», которое — под заголовком «Присягаем коммунизму», — было напечатано в советских газетах, (в частности в «Известиях» от 12 ноября). <...> Обращение («под которым поста вили свои подписи более 50 миллионов юно шей и девушек нашей страны») зачитано 11 ноября с. г. в Зале Кремлевского дворца съе здов на «митинге комсомольцев и молодежи, посвященном 50-летию Великой революции». <...> В названии митинга уже характерна сама формулировка «комсомольцы и молодежь». <...> Здесь «присяга» произносится от име ни всего молодого поколения России! <...> Представители этого поколения, говорится в «присяге», ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА С января 1968 года «Посев» преобразуется в ежемесячный общественно-политический жур нал. <...> Можно надеяться, что ежемесячный «Посев» сможет удовлетворить все эти требования. <...> Мы, знающие о демонстрациях московских Очевидно здесь подразумеваются сотни ты студентов, о молодых поэтах и прозаиках, со сяч беспризорников, сирот, оставшихся от здающих множество подпольных журналов, расстрелянных, раскулаченных и сосланных о процессах над Бродским, Батшевым, К у родителей, так называемых «урок», которые шевым <...>
Посев_№47_1967.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Посев_№47_1967.pdf
Не В силе Бог, а В правде! Александр Невский ГОД ИЗДАНИЯ Выходит ДВАДЦАТЬ за ТРЕТИЙ рубежом Адрес: 623 Frankfurt/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 15 • Тел. 3142 65 tlllllllllUllllllllllllllllllllllllllllllllllltlllll Illlllltlllllllllllllllllllllllllllllllllllltll ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ POSSEV-DI E AU5SAAT, Wodienzeitung in russischer Sprache D 21 651 С № 47 (1122) Пятница. 24 ноября 1967 года Шаманские заклинания В дни празднования партией пятидесятилетия Октябрьского переворота, когда КПСС бесстыдно и беззастенчиво прославляла саму себя, привыкшие к шаблонам мозги партийных писарей произвели на свет множество документов. Скучных, серых, и несмотря на то, что они испещрены восклицательными знаками, — безнадежно унылых. Советский гражданин обыкновенно такие «праздничные» произведения партийных «гениев» даже не посматривает. И все-же среди партийных документов есть один, который стоит того, чтобы его прочесть и над ним подумать. Он не только шаблон и родился он не в мозгах отрабатывающего свой номер партийного пропагандиста, а в мозгах преступника и циника. В этом документе ложь воспринимается уже не как жужжанье коммунистического молитвенного барабана, а как активное кощунство. Мы говорим о «Письме советской молодежи Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза», которое — под заголовком «Присягаем коммунизму», — было напечатано в советских газетах, (в частности в «Известиях» от 12 ноября). Автор «присяги» — «румяный комсомольский вождь», С. Павлов. Обращение «...беспредельно счастливы тем, что (родились, живем и трудимся в стране, которая... взметнула над миром красное знамя освобожденного труда». После того, как партия открыто признала, что страна была переполнена концлагерями, которые не ликвидированы по сей день, после того, как открыто говорится о том, что на «свободе» колхозники годами не получали вознаграждения за свою работу, — говорить об освобожденном труде! «Октябрьская революция впервые в истории, — говорится дальше, — ...решила коренные проблемы жизни молодого поколения». Очевидно здесь подразумеваются сотни тысяч беспризорников, сирот, оставшихся от расстрелянных, раскулаченных и сосланных родителей, так называемых «урок», которые пели про себя, что их «в Чека свинцовой пулей бьют»? Тех, над которыми сперва поплакал, а затем посмеялся Горький? Далее в «присяге» говорится: «Мы учимся у партии новаторству, организованности и деловитости». («под которым поставили свои подписи более 50 миллионов юношей и девушек нашей страны») зачитано 11 ноября с. г. в Зале Кремлевского дворца съездов на «митинге комсомольцев и молодежи, посвященном 50-летию Великой революции». В названии митинга уже характерна сама формулировка «комсомольцы и молодежь». Она напоминает сталинскую формулировку «блок коммунистов и беспартийных», посредством которой охватывался фактически весь народ. Здесь «присяга» произносится от имени всего молодого поколения России! Представители этого поколения, говорится в «присяге», ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА С января 1968 года «Посев» преобразуется в ежемесячный общественно-политический журнал. В нынешней обстановке необходимо сосредоточить творческие усилия на обслуживании потребностей освободительной борьбы в России. Активные силы народа, ведущие эту борьбу, требуют издания в свободных условиях общественно-политического журнала, который не только был бы выразителем свободного общественного мнения, по и мог бы быть использован для создания и выпуска местных вольных изданий в стране. Ныпешпие условия связи таковы, что выгоднее давать развернутые материалы ежемесячным журналом, чем дробить их еженедельной газетой. С другой стороны, зарубежные читатели, рассредоточенные по всему миру, располагая различными местными источниками информации, ощущают главную потребность в обобщенной информации и оценках более широкого, пеустаревающего характера. Можно надеяться, что ежемесячный «Посев» сможет удовлетворить все эти требования. Объем материала останется прежним. Основная цена также останется прежней. Условия подписки — на последней странице этого номера «Посева». Это о ком говорится, — о Сталине? Или о Хрущеве? Или о Брежневе? Кого из партийных вождей можно назвать действительно деловитым? Вот кого: Дзержинского, Ягоду, Ежова, Берию, Шелепина. Но упаси нас Бог от такой деловитости, а еще более •— от подражания ей. Говорится в «письме» и о войне, о том, как молодежь тогда не щадила себя «в боях и труде ради грядущего». Но не говорится о том, что советское правительство не только отказалось от пленных (подавляющее большинство среди которых составляла молодежь), но даFreitag, 24. November 1967 же заклеймило их позорным клеймом «изменник родины». Таким образом молодежь эта оказалась вне закона, не защищенная никакими конвенциями и национал-социалисты могли морить голодом и уничтожать эту молодежь, как хотели. Молодежь, — вся российская молодежь, — говорится далее в этом «письме» не мыслит себе жизни «без борьбы и созидательного труда во имя торжества коммунизма». И далее: «Молодая ^интеллигенция активно участвует в развитии науки и создания новой техники, она вносит достойный вклад в социалистическую культуру, литературу и искусство». Мы, знающие о демонстрациях московских студентов, о молодых поэтах и прозаиках, создающих множество подпольных журналов, о процессах над Бродским, Батшевым, Кушевым, Буковским, Делоне и множеством других представителей молодого поколения, понимаем, что документ этот называет белое черным, а черное белым. Мы знаем, что и старшее и среднее и младшее поколения России в большинстве своем — против власти. Но самое большое количество врагов власти, в этом не может быть никакого сомнения, — насчитывается в рядах младшего поколения, молодежи. Что же тогда означает эта «присяга», которая, как мы уже говорили, представляет собой может быть чуть ли не единственный «юбилейный документ», который обращает на себя внимание? Может быть именно страх перед нашей молодежью, от которой власть может ожидать для себя только неприятностей, причем неприятностей планетарного масштаба, родил ряд этих бесстыдных и лживых шаманских заклинаний? Михайло Михайлов брошен в «ледник» ДЕЙСТВИЯ ТЮРЕМНОГО НАЧАЛЬСТВА СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ КАК ПОКУШЕНИЕ НА ЖИЗНЬ ЮГОСЛАВСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ Как мы уже сообщали, Верховный суд Сербии снизил срок заключения Михайлу Михайлову с 4V2 на З'/г года — в связи с плохим состоянием здоровья, а затем М. Михайлов 14 октября с. г. был переведен из белградской тюрьмы в каторжную тюрьму города Пожаревац. В Пожаревце тюремное начальство поставило М. Михайлова в горячий цех, к печам, в которых обжигается эмаль. Заключенные работают в горячем цеху полный рабочий день (с 7 утра до 3 дня), а иногда и в воскресенье. Однако М. Михайлов, как политический заключенный, согласно югославским законам может быть использован только для работ, соответствующих его квалификации (в канцелярии, в библиотеке и т. п.). Согласно же конвенции, подписанной правительством Югославии в августе 1967 года в ООН и таким образом имеющей в Югославии силу закона, политические заключенные могут быть поставлены на работу только если они этого хотят. Для выяснения вопроса о своей работе М. Михайлов несколько раз просил приема в управлении тюрьмы, в чем ему регулярно отказывали. Тогда он написал одно, а затем, не получив ответа, второе заявление на имя начальника тюрьмы (Миле Тороман), в которых прооил освободить его от физической работы, на основании того, что он не криминальный преступник, а политический заключенный. 12 ноября из управления тюрьмы М. Михайлову ответили, что им неизвестен статус, по которому политические заключенных следует освобождать от физической работы, но что если он не хочет работать, то может заявить о том, что желает добровольно пребывать в одиночном заключении. Не подозревая подлого трюка, М. Михайлов заявил о своем согласии. 13 декабря М. Михайлов был переведен в холодный изолятор, который заключенные образно называют «ледником». В этот изолятор помещают для наказания обыкновенно буйных криминальных преступников, которые, например, оскорбили действием тюремного надзирателя. У М. Михайлова отобрана вся одежда, взамен которой ему выдано тонкое тюремное обмундирование. В изоляторе железная кровать с 3 голыми досками. На ночь выдают два тонких одеяла. И без того плохой тюремный паек уменьшен наполовину. В изоляторе М. Михайлов не имеет права на получение даже папирос. Тюремное начальство заявило, что намерено продержать М. Михайлова в изоляторе 4 недели (!). Даже здоровый человек, подвергнутый такой «обработке», достойной самых жутких времен сталинщины, имеет мало надежды сохранить свое здоровье. Если же вспомпить, что даже суд коммунистической Югославии, и тот признал здоровье М. Михайлова плохим, то от пытки его в «леднике» можно ожидать самых трагических последствий. Общественное мнение Запада, которое чрезвычайно заинтересовалось борьбой М. Михайлова эа свободу слова в Югославии и весьма эту борьбу одобряло, должно было бы сегодня заявить резкий протест правительству Югославии в связи с действиями тюремного начальства, которые нельзя иначе квалифицировать, как покушение на жизнь М. Михайлова.
Стр.1
№ 47 (1122) Вкцни протеста в Швеции в связи с 50-летнем Октябрьского переворота В связи с 50-й годовщиной Октябрьского переворота, Балтийский комитет а Стокгольме организовал 6 ноября факельное шествие в центре Стокгольма и торжественный митинг в большом зале ратуши под лозунгом «Свобода для всех порабощенных народов!». Главным оратором митинга был приглашен В. Тарсис. В. Тарсис с супругой прибыли в Стокгольм 4 ноября, где в отеле состоялась прессконференция, на которую прибыло около 30 журналистов. В. Тарсис говорил об атмосфере, царящей в кругах творческой интеллигенции Советского Союза и отвечал на вопросы, в частности о молодых литераторах — смогистах. На следующий день В. Тарсис с супругой были приглашены эстонским студенческим объединением и землячеством норрландских студентов в университет г. Уппсала, где В. Тарсис выступил с докладом о положении интеллигенции в России. Слушатели, студенты и балтийцы, проживающие в Швеции, задавали вопросы и обнаружили большое понимание современных российских проблем. На следующий день в 'Стокгольме в 18.30 час. у Кунгстредгэрден началось факельное шествие, в котором участвовало более 2.000 человек. Демонстранты несли плакаты на шведском языке: «Коммунизм это террор», «Коммунизм это порабощение!», «Долой Железный занавес!», «Свобода балтийским странам!», «.Свобода Венгрии!». Перешедший недавно из СССР в Швецию молодой геофизик В. Крысанов нес плакат на русском языке: «К суду сталинских сообщников!». В 19.30 в большом злае ратуши начался торжественный митинг, на котором В. Тароис под аплодисменты присутствовавших, прочел манифест. Кроме В. Тарсиса выступали др. Б. Калниньш, деятель Восточноевропейского социалистического объединеПО СТРАНЕ ф Брежнев околачивает совещание компартий. Ряд делегаций иностранных компартий, принимавших участие в Октябрьских торжествах, удостоился приема в ЦК КПСС. В беседах с Брежневым, как по шаблону, разговоры ведутся про всё, про «израильскую агрессию», про Вьетнам, про «политический террор» (В Греции |(это очень расстраивает коммунистических «демократов»), под конец речь заходит о «раскольнической деятельности группы Мао Цзэ-дуна» и, обязательно, о необходимости «созыва Совещания коммунистических и рабочих партий». 16 ноября «Правда» собщила о .приеме Брежневым, Сусловым и Пономаревым делегации Сирийской компартии во главе с генсеком X. Багдашем, а 18 ноября — о приеме 15 ноября Брежневым и Пономаревым делегации Испанской -КП, возглавленной председателем партии Долорес Ибаррури и генсеком С. Каррильо. ф Новый телевиэиионный центр. Московская телевизионная станция на Шаболовке прекратила свою деятельность и передачи теперь будут производиться из Останкино, где построена новая телевизионная станция с четырьмя мощными телевизионными передатчиками. Станция представляет собою железобетонную трубу 533-метровой высоты. В этой трубе-башне сорок четыре этажа. Отсюда будут передаваться четыре телевизионные программы и три радиовещательных на ультракоротких волнах. ф «Юбилейный» дворец спорта. Такое название, придумали юбиляры, т. е. КПСС в лице ее руководителей. В Ленинграде, 31 октября особой комиссией был принят от строителей этот «юбилейный» дворец спорта. Здесь, как сообщается в «Правде» от 1 ноября, кроме хоккейных матчей, соревнований фигуристов, боксеров, легкоатлетов, — можно проводить также массовые зрелищные мероприятия. Помещения имеют установки .по кондиционированию воздуха. К сожалению не указана в сообщении общая емкость этого дворца спорта. И Уфа не отстает от северной столицы. И здесь открыли Дворец спорта, правда — без громкого наименования «юбилейный». 10 Запуски космических снарядов в октябре. 11. 10 запущен искусственный спутник Земли «Космос-181» с удалением от 200 до 344 км и начальным периодом обращения 89,7 минуты. 12.10 запущен «Вертикальный космический зонд» на высоту 4 400 км. 16.10 — «Космос-182» (210-355 км, 89,9 мин.); 18. 10 — «Космос-183» (183» (145-212 км, период обращения не сообщен). 22. 10 выведен на орбиту очередной спутник связи «Молния-1» (456-39 740 км, 11 ч. 54 мин.) для телефонно-телеграфной связи и для телевизионных передач на пункты сети «Орбита» в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востоф Партподготовка работников советов. В «Правде» ния и лидер Латышской социал-демократической партии, г-жа А. Братт, эстонский писатель Арво Меги, председатель Демократического объединения консервативной молодежи Швеции Ян Зигбан, председатель объединения венгерских втеранов Адам Хейнч. Организационная сторона митинга лежала на генеральном секретаре Балтийского комитета Арво Хроме. 7 ноября В* Тарсис с супругой был в Гетеборге, где дал прессконференцию. Вечером в тот же день в главной квартире студентов-членов консервативной партии состоялось собрание, на котором выступил В. Тарсис. После собрания В. Тарсис отвечал на вопросы. 8 ноября В. Тарсис с супругой был в Мальме, где дал пресс-конференцию и встречался с членами Шведского комитета содействия СМОГу. В тот же день в Копенгагене состоялась встреча с членами Датского комитета содействия СМОГу. 13 ноября в Копенгагене состоялось собрание, устроенное датским комитетом «Самоопределение народов», на котором выступил б. министр иностранных дел Дании О. Б. Брафт, председатель балтийского комитета Дании А. Кёрн, б. министр В. Старке. После этого, представленный министром О. Б. Крафтом, выступил В. Тарсис. Заключительное слово произнес О. Б. Красрт. В своем выступлении © Швеции В. Тарсис, отнюдь не намереваясь делать из этого сенсацию, упомянул о том, что в России давно подозревают, что Шолохов первую часть «Тихого Дона» написал не самостоятельно, а нашел в вещах убитого офицера. В Швции однако, где бывшему пулеметчику продотряда недавно была присуждена Нобелевская премия по литературе, это заявление было воспринято как сенсация первого ранга. ка и Средней Азии. 25.10 запущен «Космос-184» (635 км, 97,14 мин.); 27. 10 — «<Космос-185» (522-888 км, 98,7 мин.); 27.10 еще «Космос-186» (209-235 км, 88,7, мин.); 28.10 — «Космос-187» (145-210 км, период обращения не сообщен). 30.10 запущен «Космос-188» (200-276 км, 88,97 мин.) и произведена автоматическая стыковка его со спутником «Космос-186» (полет •JB состыкованном состоянии» продолжался 3 ч. 30 м., потом была проведена «автоматическая расстыковка»). 30.10 запущен также «Кос мое-189» (535-600 км, 95,7 мин.). 31.10 «Космос-186» осуществил мягкую посадку в заданном районе. Совершенно очевидно, что последние эксперименты носили юбилейно-показательный характер. ф Бесполезные «сигналы» в «Правде». «Претворение в жизнь недавнего постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» идет довольно туго. Подростки бросают раньше времени свои школы, получив восьмилетнее образование. Таких подростков, как признает «Правда» от 27 октября, — немало. «Дальнейшему улучшению» в работе школ, особенно в сельских школах, мешают «...случаи, — пишет «Правда», — когда старших школьников в разгар учебных занятий отвлекли на другие дела, что нарушило нормальный режим школы, отрицательно сказывалось на уровне знаний учащихся». В постановлении это было, — как отмечает «Правда», — категорически запрещено делать. Тем не менее получаемые газетой «сигналы... свидетельствуют о том, что в ряде сельскохозяйственных районов и нынешней осенью снимали школьников с занятий и отправляли на уборку урожая». Сигнализационный аппарат в «Правде» очень плох. Он всегда сигналит, после совершения случаев. ф Мощный ускоритель электронов в Ереване. ЦК КПСС и Совет министров СССР послал приветствие «коллективам научно-исследовательских, проектных, конструкторских, строительных, монтажных организаций и промышленных предприятий — участникам сооружения и запуска ускорителя электронов на энергию 6 миллиардов электрон-вольт Ереванского сризического института Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР» («Правда» 5 ноября). ф План заготовки зерна выполнен. В «Правде» за 4 ноября опубликовано сообщение ЦСУ о том, что «труженики сельского хозяйства страны перевыполнили план продажи хлеба государству». В государственные ресуры поступило 57 миллионов тонн зерна. По пшенице, бобовым культурам, ячменю и овсу планы закупок выполнены, а по рису и гречихе — перевыполнены. Тем не менее, «продажа риса, лукурузы и других культур продолжается». Поскольку речь идет о колхозах и совхозах, то пущены в ход выгребающие рычаги добровольно-принудительной «контракции». за 31 октября сообщено о том, что ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О мерах по улучшению подготовки и переподготовки работников Советов депутатов трудящихся». Намеченные мероприятия сводятся к тому, что с 1968/69 года будет увеличен прием советских работников на учебу в Высшую партийную школу при ЦК КПССС, а также в межобластные и республиканские партийные школы. С предельной откровенностью «Правда» рассказывает о партийной муштре Для работников государственного аппарата и «народного представительства», которым отведена роль «приводных ремней», не больше. ф «Торжества» в Милане. В Милане происходило, по словам «Правды» от 27 октября, «сложное и интересное событие»: шла «неделя Советского Союза». В программу была включена выставка в Милане — «СССР 1967 года». Выставка являлась составной частью торжеств по поводу 50-летия Октябрьской революции. У входа в Королевский дворец, в котором размещена выставка, стоял огромный портрет Ленина. «Интересное событие» пополнили гастроли Ленинградского театра комедии, а вслед за ними начались в «Лирико» гастроли солистов советского балета. На сцене в «Ла Скала» шли спектакли Грузинского ансамбля народного танца, а в журналистском городском клубе проводились встречи представителей итальянской интеллигенции с К. Симоновым, М. Бажаном и космонавтом А. Леоновым. В кинотеатрах шел новый советский фильм «Анна Каренина». ф Арест А. Адкубея. По сообщению иностранных газет от 21 сентября, на днях в Москве был арестован московской милицией зять Хрущева — Алексей Аджубей. Он был задержан эа то, что в пьяном виде в своей машине переехал женщину, которая с ребенком в детской коляске переходила улицу. А. Аджубей вел сам свою машину, белый «фиат,-2000» подаренный администрацией этого итальянского автозавода его тестю. Несчастный случай может, конечно, с каждым случиться. Но когда он происходит соло пьяной лавочке», да еще с тем, кто сидел совсем недавно в ЦК КПСС, являлся вернейшим претендентом на •ост министра иностранных дел, был редактором «Известий» (ведущих, как и остальные советские газеты ожесточенную пропагандую кампанию против пьянства), то тогда никаких оправданий ему не может быть. Однако, как сообщили западные газеты, возбужденное было судебное преследование против знатного партийца прекращено. ф Первый ток на Красноярской ГЭС. Как сообщают из Дивногорска, 3 ноября заработал первый гидроагрегат и дал для промышленности электроэнергию. ф Северные надбавки. Как сообщает газета «Труд» от 4 октября, устанавливаются новые надбавки к заработной плате рабочих и служащих, работающих в районах Крайнего Севера: за каждые шесть месяцев начисляются 10%, т. е. за год 20%; но, как только надбавки составят 60%, заработная плата этих работников будет увеличиваться лишь на 10% через каждый последующий год работы. Удержат ли этими надбавками людей на Севере — большой вопрос. ДЕМОНСТРАЦИЯ ПЕРЕД СОВЕТСКИМ ПОСОЛЬСТВОМ В СТОКГОЛЬМЕ 7 ноября Владимир Крьисанов, недавно перешедший из СССР в Швецию молодой геофизик, устроил индивидуальную демонстрацию перед зданием советского посольства в Стокгольме. Он укрепил на ограде посольства плакат: «Представительство погребальной конторы «СССР». Еще два плаката, один, призывающий к суду над сталинскими сообщниками и второй, сообщающий о том, что ЦК и правительство СССР с 1917 по 1967 год уничтожили свыше 40 миллионов человек, — были укреплены на автомобиле. Через четверть часа после начала демонстрации прибыла полиция и потребовала, чтоы В. Крысанов удалился. Он отвечал, что действует в соответствии со шведским законом о праве протестовать в качестве не более двух человек с плакатами без предварительного разрешения полиции. Однако полицейские под протесты собравшихся журналистов (около 20 человек) и группы студентов, убрали плакаты и увезли их в участок. В участок поехал и В. Крысанов, чтобы потребовать возвращения плакатов. Плакаты, однако, ему не были возвращены. В полиции В. Крьгсанову сообщили, что против него будет возбуждено дело (не уточная обвинения). 8 тот же день вечерняя газета «Асртонбладет» поместила сротографию и заметку о демонстрации. Подобные заметки появились и в других шведских газетах. За неделю до этого В. Крысанов отправил письмо Брежневу, Косыгину, а его копии У Тану, ген. прокурору СССР Руденко. Текст письма будет опубликован в следующем номере «Посева» .
Стр.2
24 ноября 1967 г. ПОСЕВ Письмо Андрею Вознесенскому, русскому поэту Андрей Андреевич! Это не письмо врага. Это не письмо друга. Вам пишет читатель, простой смертный, волею судьбы живущий за пределами родины, но страстно любящий русскую поэзию. Я не сторонник каких-либо поэтических теорий или школ — я только и умею, что наслаждаться хорошими стихами и огорчаться при чтении плохих. Именно поэтому мне было трудно и неприятно читать в «Литературной газете» (№ 43, 1967) Вашу новую поэму «Зарев». Более того, я полагаю, что Бам было трудно и неприятно ее писать. Не подумайте, Андрей Андреевич, будто я начну сейчас сравнивать текст Вашего недавнего письма в «Правду» или Ваших стихов об утраченном стыде со строчками поэмы «Зарев». Я знаю обстановку в Советском Союзе. Обстановка достаточно тяжелая, и, по-моему, никто на Западе не вправе требовать от советских граждан героизма и самопожертвования. Мы в восхищении склоняем головы перед героями, перед необыкновенным мужеством таких писателей, как Мандельштам, Пастернак, Коржавин, Синявский, Даниэль, Солженицын, Бродский; мы с глубоким сочувствием следим за отчаянной борьбой молодых литераторов против цензуры и подавления. Но требовать: «будьте героем, а то свободный мир откажет Вам в признании» — нет! В тридцатые годы была такая советская песня: «У нас героем становится любой»; я, однако, прекрасно понимаю, что далеко не любой может пойти на подвиг даже во имя свободы, поэзии или собственного доброго имени. Позиция ясна, не так ли? Вот с этой позиции я нисколько не осуждаю Вознесенскогочеловека, гражданина СССР, за какие-либо слабости или опрометчивые поступки. Здесь, на Западе, иное дело: тут нет партийного или полицейского давления, человеку диктует его поступки лишь собственная совесть, и мы вправе, например, перестать здороваться с поэтом, продающим эа деньги свой талант. Впрочем, это уже начинается разговор о морали свободной и несвободной, не стоит его продолжать. Вернемся лучше к Андрею Вознесенскому. Вы появились на фоне советской поэзии пятидесятых годов как очень яркая звезда. И Вы, я уверен, понимаете, почему Ваша звезда заблистала так ярко, хотя никаких новых идей Ваши стихи тех лет не выражали. Популярность заслуженно пришла кВам как кноватору в области поэтической формы. Иногда Вы работали нарочито вычурно и необыкновенно, чтобы, используя ленинское выражение, «эпатировать буржуа», то есть подразнить и читателя, и ортодоксальных критиков. Вы совершенно не хотели подладиться к критикам западным — Вы на них не оглядывались, я уверен, — но они сами обратили на Вас внимание. Слишком уж необычно выглядели, например, «Гойя» или «Параболическая баллада» на фоне сюжетно-рациональньгх, разжеванных и в рот положенных стишков большинства советских поэтов. Идеологическое начальство в Москве уловило этот западный интерес к Вознесенскому, решило на нем сыграть, — и вот Вы в Соединенных Штатах. Сорок отступлений от недописанной поэмы «Треугольная груша» (в них выразились Ваши официальные американские впечатления) — это талантливые, хотя и хитроватые стихи. Хитроватые, говорю я, потому что плюсы и минусы у Вас там очень точно дозированы, прямо-таки взвешены на аптекарских весах. Имею смелость сказать: Ваши истинные ощущения после поездки в США не совпадали с тем, что написано в «Треугольной груше». Доказательство: Ваше собственное ироническое выступление на вечере в Политехническом музее, когда Вы вместе с Е. Евтушенко, Б. Окуджавой и С. Поженяном участвовали в съемках печально знаменитого фильма «Застава Ильича». Эти вечерние съемки происходили перед специально отобранной, закрытой аудиторией (Вы написали потом об этом неплохие и злые стихи, строка из которых «Как нам Ошанины мешали встретиться» уже вычеркнута цензурой •—но это так, между прочим). И Вы решили подразнить эту партийно-комсомольскую аудиторию, дать понять, что страшные сказки, распускаемые советской пропагандой о Соединенных Штатах, •— по меньшей мере примитивная ложь. Помните, Вы с серьезным видом рассказали публике, как в Нью-Йорке кто-то ночью постучал в дверь номера, где жили Вы с Евгением Евтушенко; как Вы оба страшно перетрусили, напуганные бесконечными предупреждениями о возможных «провокациях»; как стучавший человек попросил открыть, сказав, что он учился в одном классе с Евтушенко, и как Евтушенко «железно» ответил, что ни с кем вообще он в одном классе не учился. И как потом, когда незнакомец ушел, Вы бросились в номер к руководителю делегации, растолкали его, донесли о случившемся и плучили похвалу за бдительность. И как, наконец, выяснилось, что ночью к Вам в номер ломился солист ансамбля Игоря Моисеева, тоже находившийся тогда в Нью-Йорке, который — это Вы припасли под конец — действительно, как ни странно, учился в одном классе с Евтушенко. Рассказав это под хохот аудитории, Вы добавили, что провокация, мол, действительно имела место в НьюЙорке. Такой рассказ в Советском Союзе рассматривается как опасное вольнодумство, полицейские ведь вообще плохо переваривают иронию, но Вы пошли на это — видимо, чтобы как-то выразить Ваши истинные чувства после посещения Америки. То ли это выступление Вам повредило, то ли попали Вы под очередную политическую кампанию, — но только в 1963 году пришлось Вам туго. «Треугольная груша» стала мишенью для атак «идеологически выдержанных» невежд. «Автоматчики», как назвал Хрущев всех этих грибачевьгх, кочетовых, Соболевых и прочих жандармов от литературы, жаждали Вашей крови. От всех раскритикованных •—• от Евтушенко, от Вас, от Алигер и других поэтов — потребовали покаяния. Что Вы тогда сделали? Вы уехали в Сибирь и привезли оттуда умильно-верноподданническую поэму «Лонжюмо», выбрав для нее самую безотказно работающую тему — о Ленине. Это было воспринято как полное покаяние, и скоро Вас снова выпустили за границу. Однако каждый советский гражданин, выезжающий за границу, находится, как Вам известно, под особым наблюдением. И иногда кто-то невидимый вдруг решает не выпускать данного гражданина из страны — временно или постоянно. Вот так Вас решили не пустить в очередную поездку по Соединенным Штатам. А так как, помимо всего прочего, было это сделано топорно и грубо, то Вы пришли в бешенство и обратились с письмом в «Правду» и Союз писателей. Потом «Литературная газета» писала, что Вы обратились с «развязным письмом» в две московские организации а — она даже не имела права написать, в какие. Смешно, да? А может быть, не так уж смешно... Однако пойдемте дальше. Письмо, составленное под горячую руку, выдало больше, чем хотелось автору. Оно показало, что Вы полностью понимаете весь механизм Большой Лжи, с помощью которой страну держат в повиновении. Вы написали затем очень искренние — и потому талантливые и не вычурные •— стихи о стыде, как о потерянном советскими руководителями чувстве. Заодно как бы извинились в них за «Лонжюмо»: «Мне стыдно писанин, написанных самим». Не знаю, каким образом и письмо, и стихи попали к западным журналистам. Уверен на сто процентов, что Вы лично тут ни при чем. Но, с другой стороны: не находите ли Вы симптоматичным, что после суда над Синявским и Даниэлем, после этого «грозного предупреждения» против литературных связей с заграницей, поток рукописей за рубеж не иссяк, а, напротив, резко усилился? Однако это опять-таки между прочим. Так или иначе, Ваше письмо и Ваши стихи появились на Западе, и в результатенаВассноваспустилисобак. Правда, никто не собирался, насколько мне известно, сажать Вознесенского за решетку. В этом смысле Вы рисковали куда меньше, чем когда-то Мандельштам, поднимавший голос против Сталина, или Пастернак, писавший «Кому быть живым и хвалимым, кто должен быть мертв и хулим — известно у нас подхалимам влиятельным только одним». Вы рисковали гораздо меньше, чем Синявский и Даниэль, меньше, чем Солженицын с его гневным проклятием цензуре; меньше, чем Александр Гинзбург, собравший документы процесса Синявского и Даниэля; Ваш риск незначителен по сравнению с тем, на что шли участники молодежных демонстраций в защиту свободы на улицах Москвы — Владимир Буковский, Юрий Галансков, Вера Лашкова, Вадим Делоне и многие другие. Тем не менее, угроза существовала. Главным образом, угроза того, что Вас больше не пустят за границу. Для ярого патриота своей родины, каким предстаете Вы в поэме «Зарев», такая угроза, я допускаю, была особенно страшна. И Вы снова применили верное, однажды уже испытанное средство: уехали в Сибирь, привезли оттуда поэму «Зарев». Чтобы попасть на Запад, можно, в конце концов, съездить на Восток. Как там у Вас сказано в «Параболической балладе» о художнике Гогене: «Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра, он дал кругаля через Яву с Суматрой» •—• так, кажется? Для Вас путь в Лувр и другие приятные места открылся через Новосибирск. Поистине, Париж стоит обедни. И вот через месяц после хамской нотации, прочитанной Вам «Литературной газетой», после этого единственного ответа на Ваше отчаянное письмо, та же «Литературная газета» публикует главы из Вашей новой поэмы «Зарев». Глава «Раздраженный зарев», где Вы публично каетесь, открещиваетесь от письма и пытаетесь изобразить ненависть к Западу, злорадно выделена курсивом. Так и видится покровительственная ухмылка всех этих чаковских, сырокомских, горбуновых и прочей литгазетной челяди: ага, приполз с повинной — дадим курсивом, пусть все видят, как он нас испугался! Такова, как говорится, фактическая, человеческая сторона событий. Повторяю: не мне, живущему в западном далеке, упрекать Вас за это. Бог Вам судья, как и всем нам. Но есть вопрос, ради которого я извел на это письмо столько хорошей бумаги. Один тяжелый вопрос: ради всего святого, при чем тут поэзия? Понимаете, рифмоплету, политическому версификатору, к какому-нибудь там Фир
Стр.3
в охранявшихся юнкерами. Вот что рассказывал об этом Джону Риду матрос, принимавший участие в этом своеобразном штурме: «Около 11 часов вечера мы открыли, что у входов во дворец со стороны Невы не было юнкеров. Тогда мы ворвались в двери и начали по разным лестницам подниматься наверх, поодиночке или небольшими группами. Когда мы поднялись в верхний этаж, то юнкера задержали нас и отобрали у нас оружие. Но наши товарищи все подходили и подходили до тех пор, когда мы оказались в большинстве. Тогда мы обратились против юнкеров и отобрали оружие у них». (Джон Рид. «Десять дней, которые потрясли мир», англ. изд. 1960 г., стр. 223). Эта картина мирного заключительного «штурма» с задних дверей, в общем, совпадает с рассказом одного из защитников Зимнего дворца, поручика Синегуба («Защита Зимнего дворца», Архив русской революции, книга IV (1922), стр. 179-182). После двух часов ночи, когда выяснилась безнадежность сопротивления во дворце и отсутствие ожидавшейся выручки со стороны, дворец сдался, министры были арестованы и отведены в Петропавловскую крепость, л на другой день ВРК выпустил победное сообщение: «Зимний дворец, где засели под охраной юнкеров и женского батальона, члены Временного Правительства, был взят штурмом революционных войск... Министры арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Юнкера и женский батальон разоружены... Потери со стороны наступающих исчисляются в шесть человек... В городе царит образцовый порядок» (ВРК, стр. 129). В городе было спокойно, но в Зимнем дворце после его взятия было весьма беспокойно, ПОСЕВ ибо толпа победителей (а по официальному сообщению, «толпа ворвавшаяся с революционными войсками во время взятия Зимнего дворца») произвела изрядный погром и расхищение дворцового имущества, начиная от художественных ценностей и кончая «сокровищами» винного погреба (ВРК, стр. 266). А вскоре затем и весь петроградский гарнизон, празднуя свои бескровные победы над контрреволюционной буржуазией, предался беспробудному пьянству, и эта пьяная «революция» доставила немало хлопот и забот новому правительству (см. В. Антонов-Овсеенко, — командовавший в то время большевистскими войсками в Петрограде, <— «Записки о гражданской войне», т. I , стр. 19; Джон Рид, стр. 364, 366, 392-3). Это дело дошло до того, что ленинское правительство нашло нужным создать особый «комитет по борьбе с погромами», который 6 декабря объявил Петроград на осадном положении и издал обязательное постановление, в котором угрожал: «Попытки разгромов винных погребов, складов, заводов, лавок, магазинов, частных квартир и проч. будут прекращаемы пулеметным огнем безо всякого предупреждения» (текст у Рида, стр. 366 и 392-3). Такова была изнанка и реальность «Великой Октябрьской социалистической революции» в Петрограде. С точки зрения военных действий (включая мифический «штурм Зимнего дворца») эта революция была действительно фарсом. Однако по своим социально-экономическим, международно-политическим и национальнокультурным последствиям ленинская революция стала великой трагедией международного масштаба. Международное обозрение Процесс французского журналиста Режиса Дебрэ, примкнувшего к коммунистическим партизанам в Боливии, закончился строгим приговором: тридцать лет тюремного заключения. Это дело для нас интересно с двух точек зрения. Во-первых, оно связано с ярким эпизодом подрывной коммунистической борьбы (в данном случае в Боливии), в ее кастроистском преломлении. Кастроисты, организующие партизанскую борьбу по указаниям из Кубы, не подчиняются никому, кроме этого кубинского центра. А что это за кубинский центр? Это какое-то, теперь все более четко оформляющееся, автономное, а то и независимое, ответвление некогда единого коммунистического движения. Кастроистское ответвление в плохих отношениях с Пекином уже давно. Отдаляется оно в настоящее время и от Москвы. На московские торжества не пожаловал ни Фидель Кастро, ни глава кубинского государства Дортикос. Кастроистское ответвление коммунизма, в теперешнем его оформлении, становится все более националистично и все менее догматично. Есть все основания полагать, что оно будет развиваться и далее, несмотря на частичные неудачи, ибо оно черпает питательные соки в том несомненном социальном неравенстве, которое все еще имеет место в ряде южноамериканских стран. Но нельзя, с другой стороны, обойти молчанием ту шумиху, которую «прогрессивные» круги Запада подняли вокруг судьбы этого Режиса Дебрэ. Человек приехал в чужую страну и там включился, по заданиям из-за границы, в борьбу против местной армии, помогал убивать и, вероятно, сам убивал. А над ним умиляется вся мировая пресса, уповают, что он не отбудет наказание, а будет обменен на заложников, которых содержит в своих тюрьмах Фидель Кастро. А тем временем о судьбе Синявского, Даниэля и столь многих других, которые никого не убивали и не помогали убивать, а лишь писали правду, мировая печать молчит. Контраст слишком разителен, чтобы его обойти. Утихает пока борьба в Латинской Америке. Утихает она и в арабском мире. В ООН упорно ищут компромиссной формулы соглашения между Израилем и арабскими странами. Более разумную примирительную линию занимает понемногу насеровский Египет, поняв наконец, что дальнейшее махание кулаками в воздухе только компрометирует и ставит под удары установленный в ОАР режим. Жертвуя своим самолюбием, Насер (который еще недавно предавал анафеме англосаксонские государства как «сообщницы агрессивного Израиля») теперь вьшужден восстанавливать свои дипломатические отношения с Великобританией. Трагикомизм заключается в том, что египетский диктатор, который не так давно боролся за полное прекращение арабскими странами поставок нефти Великобритании, сам вынужден закупать в той же Великобритании нефть и слезно молить в Лондоне об ускорении доставки ему горючего. Умиротворение в арабском мире, однако, не полное. О том, чтобы сохранились очаги смуты (не настолько большие, чтобы вызвать мировой пожар, но все же чувствительные), уже успело позаботиться московское политбюро. Не успели еще египетские войска и египетская авиация, варварски бомбившая йеменс№ 47 (1122) кие города и села, покинуть Йемен, не успели еще йеменские республиканцы и монархисты усесться за один стол, чтобы договориться без иностраного вмешательства о будущем своей страны, как 17 ноября над Саной, столицей этого государства, появилась не прошенная населением первая эскадрилья советских самолетов. Не далек тот день, когда благодаря этой «братской помощи» будут опять бомбить, а то и жечь напалмом и душить газами, как это делали египетские летчики. Любопытно отметить, что советские воздушные силы появились в Йемене как раз в то время, как «английские империалисты» собираются покидать Аден и полностью оттянуть свои силы с аравийского полуострова. Как в этих условиях будут Косыгин и Громыко оправдывать свое вмешательство в Йемене? Как законную самозащиту от удаляющихся из этого участка мира «империалистов»? * Довольно неожиданно обстановка на Ближнем Востоке осложнилась в связи с беспокойным положением на Кипре, достигшем усиленного напряжения между Грецией и Турцией. В кипрский конфликт (хотя наша страна в делах Кипра ни с какой стороны не заинтересована) руководство КПСС стремилось вмешиваться уже давно. Оно выступает теперь в пользу мусульман-турок и против православных-греков. За последнее время Греция, где прокоммунистическим силам не повезло и где в правительстве оказались генералы антикоммунисты, стала для КПСС бельмом на глазу. Не придется поэтому удивляться, если СССР окажет Турции «благородную и незаинтересованную помощь», чтобы поставить греческие власти в тяжелое положение. Аркадий СТОЛЫПИН НА БЕРЕГУ СУЭЦКОГО КАНАЛА Иностранная печать сообщает об усилившемся заносе песком Суэцкого канала. Канал закрыт уже свыше полугода. Ветры с Синайской пустыни приносят ежедневно тонны песка в русло канала. Самый короткий путь между Европой и Азией, созданный французскими и английскими инженерами для блага всего человечества, перестал служить своему назначению. Торговые суда, в том числе и нашего морского флота, должны сейчас огибать всю Африку и удлинять свои рейсы на десять-пятнадцацать дней. Это не может не отразиться на ценах. Товары, идущие из Азии стали дороже. Западные морские компании нашли выход: они строят суда очень большого тоннажа. Такие суда и раньше не могли пользоваться Суэцким каналом. Десятками входят в строй сейчас танкеры большого тоннажа, выпускаемые с западных верфей для западноевропейских стран. По сообщению иностранных газет, Израиль согласен не чинить никаких препятствий к пропуску по Суэцкому каналу всех судов, если свобода прохождения канала будет гарантирована и израильским судам. Но на это не идет Насер. Канал выведен из строя надолго. Глубина его фарватора уже много меньше обычных тринадцати метров. В дно канала все глубже засасываются многочисленные обломки потопленных судов. На дне канала лежит гигантский грузовой теплоход, поднять который будет нелегко. Суэцкий канал, имеющий длину около ста шестидесяти километров, был большой доходной статьей для правительства ОАР. Теперь этой доходной статьи нет. Это значит, что руководство КПСС откроет новые кредиты Насеру. Другими словами, выход из строя Суэцкого канала бьет по нашей экономике вдвойне.
Стр.6
24 ноября 1968 г. СРЕДИ КНИГ И ЖУРНАЛОВ Вера победит К пятидесятилетию Октябрьского переворота вышел в свет труд прот. Д. Константинова, посвященный движению религиозного сопротивления в СССР*). Автор труда, различает три периода этого сопротивления : 1) в годы сталинских административных гонений на Церковь, когда отмечалось, в основном, пассивное сопротивление; 2) в послевоенные годы, включая и пятидесятые годы, когда сопротивление заглохло ввиду ограничения гонений на Церковь, и 3) движение сопротивления, начиная с 1957 года, когда оно достигло крупных масштабов. Рецензируемый труд и посвящен, в сущности, движению религиозного сопротивления в последний период. Автор называет этот период подлинной религиозной войной. Прот. Д. Константинов ясно дает понять, что отказа от гонений на Церковь со стороны коммунистических диктаторов, — несмотря на их заверения, <— ожидать нельзя, посколько коммунистическая диктатура — не только политическая, но по приводимому определению Н. Бердяева, и «диктатура миросозерцания», требующая абсолютного единства мысли. И автор полагает, что борьба между религией и атеизмом в ССОР бескомпромиссна и будет закончена победой Церкви, во всяком случае победой в духовном плане. Прот. Д. Константинов показывает, что движение религиозного сопротивления православных верующих происходит не только против богоборческой власти, но, одновременно, и против церковной политики Московской патриархии. Автор отмечает значительный рост сил сопротивления, и то, что оно является подлинным голосом всей плененной Церкви. В настоящее время, вся наша страна покрыта сетью нелегальных церковных и вообще религиозных ячеек. Более того, автор констатирует, что движение религиозного сопротивления из хаотического переросло к 1966 году в «стихийно организовавшееся массовое народное движение». (Выделено нами. — М. 3.). Движение религиозного сопротивления в настоящее время не ограничивается оборонительной борьбой, но и показывает, по утверждению прот. Д. Константинова, «свою способность перейти от активной обороны в наступление на власть». Прот. Д. Константинов раскрывает и сущность неуспеха атеистического нажима: «...Но таких людей много и их, как будто материально некоординированные действия, на самом деле, оказываются духовно координированными в силу единства их веры и стремлений, в результате чего получается естественно организованное сопротивление, направленное к единой цели, но по существу ничем внешним не организованное. Духовное единство и горение выполняют все функции внешней организации. Искусственная заменяется непроизвольной естественной организацией. А эту организацию, как легко понять, власть не может разрушить, арестовать или посадить в тюрьму». (Выделено в оригинале. — М. 3.). В разделе, озаглавленном «Движение сопротивления в русской Православной церкви», автор рисует развитие сопротивления, приводя многочисленные факты. Часто победу верующих прокламируют сами представители безбожной власти. Так, газета «Известия» от 4. 6.1963 г. сообщала, что местной партийной власти, вследствие активного сопротивления верующих, пришлось отменить запланированную широкую программу антирелигиозных мероприятий. Газета писала: «Церковники праздновали победу. Что же касается безбожников, то они просто-напросто струсили, не знали, как им поступить, когда обстановка усложнилась». В Пензе, в 1963 году, в продолжении трех-четырех дней перед началом учебного года, исповедывалось и причастилось более 700 школьников, причем они приходили в церкви группами в сопровождении взрослых. Поскольку мы коснулись школьников, трудно пройти мимо другой сценки, происшедшей непосредственно в классе. На уроке преподаватель, разбирая тему «Культура России в XVII I в.», обратил внимание на страничку, трактующую об изобретателях того времени и, в частности, остановился на механике-изобретателе Кулибине. В учебном пособии для седьмого класса говорится о постройке Кулибиным забавных часов. При бое часов из дверок выходили ангелы, отваливали ка*) Прот. Д. Константинов. Религиозное движение сопротивления в СССР. Изд. СБОНР. Канада, 1967 г. 71 стр. мень от гроба Господня и музыка исполняла «Христос Воскресе». На следующий день преподаватель проверяет как усвоили ученики эту тему. «...Встает девочка с пионерским галстуком и бойко отвечает: — «Часы были настоящее чудо. При бое часов открывались двери, показывался гроб Иисуса Христа, выходили святые ангелы и отваливали камень от гроба Господня, и играла музыка, так как Иисус Христос воскрес!...». Случай этот заимствован автором рецензируемого труда из газеты «Известия» от 27.11.1965 г. (№ 280). Изумляешься тому, как верующие школьники используют любую возможность для легализации веры. Завоевание верующими своих позиций подтверждается также и помещением в журнале «Новый мир» (№ 10, 1966) стихотворения «О матери» поэта А. Передреева. ЖИЗНЬ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ Письмо Комитета ПО ЗАЩИТЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОТ КОММУНИЗМА (Мюнхен) Его Святейшеству Святейшему Афинагору Архиепископу Константинополя и Вселенскому Патриарху Ваше Святейшество, Наш Комитет почтительнейше приветствует Ваше Святейшество с прибытием в Западную Европу. Наше первое обращение к Вам было в 1964 г., когда атеистическая власть в СССР угрожала закрытием Почаевской Лавры, великой святыни нашего народа. Не сомневаемся, что в числе высоких заступников, возвышавших тогда в свободном мире свои голоса в защиту Лавры, авторитетно звучал также и голос Вселенского Патриарха. Лавра до времени сохранена. Насельники Лавры и паломники снова более или менее спокойно возносят в ней свои молитвы. От всех членов нашего Комитета, а также от православных верующих СССР приносим Вашему Святейшеству горячую благодарность. Скорбим, что враг Церкви Христовой и всякой религии — тоталитарная атеистическая власть и порабощенная ею иерархия нынешней Московской Патриархии сумели представить в ложном свете перед Вашим Святейшеством нашу Церковь и нас, ее духовных чад, и потому мы лишены возможности лично приветствовать Ваше Святейшество и поведать Вам наши печали. Печали же наши велики. В СССР нет религиозной свободы. Она лишь пропагандно декларирована советской конституцией. Практически же власти поступают диаметрально противоположно этой декларации. Вера в Бога и природная тяга нашего народа к Церкви Божией в СССР брутально и планомерно искореняются. Дети, учащиеся и многие категории населения D СССР насильственно удерживаются вне религиозного влияния. Нет в СССР также и «благосостояния святых Божиих церквей». Число их (равно как монастырей и духовных школ) непрерывно принудительно сокращают. Московская Патриархия, в условиях принудительного атеизма, возведенного в догму в стране, и в силу подчиненности атеистической власти, фактически является лишь рупором пропагандных велений последней. Вследствие этого она, как официальная Церковь в СССР, лишена возможности быть защитницей народа Божия в его стремлении сберечь и передать потомству свою веру в Бога. Верующие в СССР ждут помощи от лиц, имеющих выское положение в свободных Церквах и в организациях защиты прав человека. Вопли о помощи все чаще прорываются из СССР в свободный мир. Вашему Святейшеству они не могут быть не известны. Их аутентичность, — в ряде случаев, заверена самими советскими функционерами. Ваше Святейшество, мы — плоть от плоти и кость от кости нашего народа. Отаваясь верными родному Православию, мы, будучи на свободе, считаем своим долгом свидетельствовать истину, а потому теперь, когда Ваше Святейшество, осуществляя великую миссию сближения христианских Церквей, изволит посещать мировые церковные, правительственные и общественные центры, •— мы дерзаем не только напомнить Вам о трагичесПОЛИТИЧЕСКИЙ ЮМОР Один коммунистический деятель был командирован в страну людоедов содействовать их национально-освободительному движению. Вскоре у людоедов начался временный недостаток продуктов питания и они вынесли постановление съесть означенного деятеля. Перед смертью деятель попросил разрешения задать три вопроса вождю племени: — Скажите, был ли у вас Ленин? — Нет. — А вас раскулачивали? — Нет. — А культ личности у вас был? — Нет. — С чего же вы тогда так озверели? * — Почему Вы пишете в заявлении: «Прошу принять меня в КП?» А как же? •— Надо писать: «в КПСС». — Нет, в СС я уже был, теперь хочу в КП! кой судьбе верующих нашей многострадальной Церкви, но и просить Ваше Святейшество о Вашем высоком заступничестве за них. Вверяя себя святительским молотвам Вашего Святейшества, просим Вас принять искреннее уважение верных чад Православной Церкви. Председатель Комитета инж. Н. Алимов Заместитель председателя Б. Милов Секретарь Комитета В. Кравченко Мюнхен, 5 ноября 1967 г. Получение настоящего письма Вселенским Патриархом было подтверждено митрополитом Емилиа носом, представителем Патриарха при Всемирном Совете Церквей, 6 ноября, где он уведомляет о предстоящем ответе на это письмо. Письмо Комитета было написано на английском языке. ПОСЕВ Уляжется ночь у порога. Уставится в окна луна... И вот перед образом Бога Она остается одна. Туманный квадратик иконы, Бумажного венчика тлен... И долго роняет поклоны Она, не вставая с колен... Весьма подробно прот. Д. Константинов останавливается и на открытом письме двух московских священников, с которыми читатели своевременно уже ознакомились по «Посеву». Кроме борьбы за православную веру, автор рисует религиозное сопротивление также со стороны католиков и других христиан, а также со стороны магометан. В заключении автор убедительно показывает тупик, в который попала коммунистическая диктатура: она не хочет уступить, а в то же время не может не пойти на уступки ввиду все увеличивающегося количества верующих. В своем труде автор приводит и использованную им библиограсрию. М. 3. 7 • В Великобритании произведена девальвация фунта стерлинга на 14,3%. Вслед за Великобританией девальвацию валюты произвели следующие государства и территории: Ирландия, Дания, Испания, Мальта, Израиль, Гонконг, Бермудские острова, Сингапур и Гвиана. • В связи с возобновлением перестрелок между киприотами греческого и турецкого происхождения, возникла опасность турецко-греческого конфликта. Турецкие военные самолеты летают над Кипром, к греко-турецкой границе стянуты войска, боевые единицы 6-го флота США находятся в водах Кипра, чтобы предотвратить вооруженное столкновение. • В Нигерию доставлены советские быстроходные катера, полученные центральным правительством Нигерии от Советского Союза для борьбы с отколовшейся Восточной областью. ж Командующий Национальной гвардией Кипра генерал Гривас отозван в Грецию, как сообщают газеты, по требованию турецкого правительства. ж Военная хунта республиканской части Йемена получила военные самолеты из СССР. • Около месяца идут ожесточенные бои между северовьетнамскими и американскими войсками в зоне укрепленого района Дан То на плато Центрального Вьетнама, на стыке границ Камбоджи и Лаоса. Обе стороны несут тяжелые потери.
Стр.7
8 • Канцлер ФРГ Киэингер отправился с официальным визитом в Индию, Бирму, Цейлон и Пакистан. • Президент США Джонсон выступил на избирательном собрании, открыв кампанию по президентским выборам, которые произойдут в ноябре 1968 года. • В Дрездене состоялось совещание военных руководителей стран Варшавского договора. Вел совещание маршал Советского Союза Якубовский. • В Праге арестован автор «Манифеста чешских писателей», опубликованного за границей. Власти скрывают его имя за инициалами И. П. и утверждают, что 329 подписей под манифестом не существовали в действительности. А Международным писательским объединением Пен-клубом заявлен протест против преследований писателей в Чехословакии. • Разбился американский самолет Х-15, обладающий возможностью лететь на рекордной высоте и являющийся прототипом машины, способной летать в Космосе. А Население США достигло 200 миллионов человек. • Президент США Джонсон и японский премьер министр Сато на переговорах в Вашингтоне договорились о возвращении Японии архипелага Бонин, после второй мировой войны находящегося под управлением американцев. • На парламентских выборах Филиппинской республики победила партия националистов. • Захваченный правительственными войсками в Боливии вместе с партизанами французский коммунистический публицист Режис Дебрэ приговорен боливийским военными трибуналом к 30 годам тюремного заключения. А Великобритания и ОАР договорились о возобновлении дипломатических отношений, прерванных ОАР в 1965 году в связи с односторонним объявлением независимости белым меньшинством Родезии. • На сессии Генеральной Ассамблеи ООН Алжир, Венгрия, Пакистан, Парагвай и Сенегал избраны в Совет Безопасности в качестве временных членов на 1968-1969 гг. (вместо Мали, Болгарии, Японии, Аргентины и Нигерии). • Вице-президент США Губерт Хэмфри был в Индонезии, где в течение трех дней обсуждал общеполитические вопросы с исполняющим обязанности президента Индонезии генералом Сухарто. ПОСЕВ Условия подписки НА ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ «П О С Е В» С 1 ЯНВАРЯ 1968 г. В Германии и во всех других странах кроме США и Канады: 1. При подписке непосредственно из издательства на 1 год НМ 40,00 (включая стоимость пересылки) 2. При подписке через представителей и книжные магазины на 1 год НМ 48,00 (включая стоимость пересылки) 3. Цена в розничной продаже НМ 4,00 или эквивалент 4 НМ. В США и Канаде 1. При подписке непосредственно из издательства на 1 год: а) Воздушной почтой (включая стоимость пересылки) — дол. 24.— б) Простой почтой (включая стоимость пересылки) — дол. 18.— 2. При подписке через представителей и книжные магазины на 1 год: а) Воздушной почтой (включая стоимость пересылки) — дол. 27.— б) Простой почтой {включая стоимость пересылки) — дол. 21.— 3. Цена в розничной продаже — дол. 1,75. Подписка принимается и на более короткие сроки. При подписке воздушной почтой, во все страны, кроме США и Канады, к стоимости подписки прибавляется стоимость воздушной пересылки. Подписчикам, внесшим подписную плату на 1968 г. (по старым условиям), будет сделан перерасчет. Ответственный издатель В. Горачек. Главный редактор А. Артемов. Заместитель главного редактора Я. Трушнович. Редакционная коллегия: В. Маслов, А. Неймирок, Г. Рар, Л. Федоров, ю. Чикарлеев. Статьи, подписанные фамилией или инициалами автора, необязательно выражают мнение редакции. Непринятые рукописи не возвращаются. Стихов редакция не печатает. Книги для отзыва следует присылать в двух экземплярах. Перепечатывать, переводить на иностранные языки, использовать в выдержках или иным способом материалы, снабженные «соруright*, можно только с разрешения издательства. Остальные материалы могут быть перепечатываемы, но с обязательной ссылкой на источник. Possev-Verlag, 623 Frankfurl/Main-Sosssnheim, Flurtcheideweg IS. Telefon 31 42 65. Postscheckkonlo 334 61 Fronkfotl'Moi n Banhkonto 148 000 530 Naisauische Sparkaii e Frankfuit/Main Издает еженедельник «ПОСЕВ», журнал литературы, шокусства. науки и общественно-политической мысли «ГРАНИ», художественную и общественно-политическую литературу. При издательстве — книжный магазин. Проспекты и каталоги высылаются бесплатно. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИЗДАТЕЛЬСТВА i АВСТРАЛИЯ: A . VtromnH , В Abingdon si. , W.-Gabba, Bri.baM , QM . .Poiiev " c/o .Unification" , 497, Collins at.. Melbourne C.I . АНГЛИЯi D. Bilenko, 46 Leamington it. . Oak Lane, Heoton, Bradford f . АРгаГГИНА: Sra. I . Grechiahkin, Cos! I la de correo 2585, Buenei Ai<-*i. БЕЛЬГИЯ: Bolte postele 10B4, ВгижеИее 1 БРАЗИЛИЯ: I . Aleiandrow, Av. Lavandiico 648, IndianopolU, Sao Paulo. ВЕНЕСУЭЛА: N . Droidovaky, Aparlado correo 4465, Carocas>Eat«. ГОЛЛАНДИЯ: A . Kandaurow, Postbus 325. Rotlerdam. ДАНИЯ! D. Schowiltdi, Herihavej 2 B, Koebenhavn-Charl. ИЗРАИЛЬ] Yair'x Bookshop, Hahaihmal Slreet 1, Tel Aviv, T.I . 624057 ИТАЛИЯ: A. Konovers, Cassella Poslale 429, Roma - Centre. КАНАЛА: A . Romar, 1420 Bernard ave., Montreal 6. МАРОККО: M. Kollovtkov, 6, rue Соиrteline, Caiabianco. НОРВЕГИЯ: Jan Evland, Klemelsrud, Oslo. Tel.: 28 48 26. СИНГАПУР: M. Tairov, 34 Stevens Road, Singapore. США: Mil l M. Rodtevich, P.O.B. 38, Jadtson Hgls., New York, N . Y. 1137}. The Russian Book House, 277 Fairfield Ave., Bridgeport Conn. 06603, Tel. 335-0964. A . Txvikevidt, 2314, 25th ave, San Francisco, Calif. 94116. Tel.! SE 1-0339. ФРАНЦИЯ: .La Semi.', B. P. 143, Paris 15. Tel.: BLOmel 62-06. N . AlloH , 10 rue de i Bleuels, 69 Bron. A. LavroFI, 2, rue de la Moselle, Nilvange (Moselle). ШВЕЙЦАРИЯ: Leo Grosien, Postfadi, Locarno. ШВЕЦИЯ: TidikrifU n . POSMV " , Box 4054, Soderldlje 4. ЯПОНИЯ: A . Bakulevtlry, 437 Ivoi-dio, Hodogaya-ku, Yokohama. Einxelpreii DM 0.90 Розничная цена еженедельника -ПОСЕВ- в Германии — 0.90 н. в США и Канаде — о.Эо дож., во всеж других странах — акливалект 0.90 а. м. Подписка в Германии — на 1 год 41.60 н. и.,на полгода 30.ВО н. и., на Э месяца 10.40 н. и. В США и Канаде — на 1 год 15.60 дод.. на полгода 7.10 дол., на 3 месяца 3.90 дол. (при доставке ло воздуху — на 1 год 30.М дол., на полгода 10.40 дол., на 3 месяца З.зодол.). Во всех други страна» — на 1 год 46.80 н. м., на полгода 23.40 н. и., на 3 месяца 11.70 в. м. Розничная иена журнала •ГРАНИ- • Германии - 7. н. м.. в США в Канада — 3 дол., во всех других странах — эквивалент — 7 н. м. Подписи на четыре номера в Германии — 1S и. м., в США в Канаде — 7 дод.. во всех друга странах — 36 в. м. ИЗДАТЕЛЬСТВ О № 47 (1122) АНДЕРСЕН Г. — Сказки КНИГА — ЛУЧШИЙ ПОДАРОК К РОЖДЕСТВУ! ЗАКАЗЫВАЙТЕ РУССКИЕ КНИГИ! Стр. БЕРТО АГНИЯ — Звенигород Поэмы и стихи БИАНКИ ВИТАЛИЙ — Лесные домишки ГОРЬКИЙ М. — Дед Архип и Ленька ДОРОШЕВИЧ В. — Восточные сказки ЕРШОВ П. П. — Конек-Горбунок (По изданию 1861 г). ЗАБИЛА НАТАЛИЯ — Ясочкина книжка КАССИЛЬ Л. — Черемыш брат героя КИПЛИНГ Р. — Маугли КУЗНЕЦОВА А. — Забытые сказки ЛЕРМОНТОВ М. Ю. — Ашик-Кериб (с указанием ударений) МАМИН-СИБИРЯК Д. М. — Алёнушкины сказки МИХАЛКОВ С. — Телефон МИХАЛКОВ С. — А что у вас? МИХАЛКОВ С. и ПАХОМОВ А. — Строим СЕРАФИМОВИЧ А. С. — Воробьиная ночь Сказка об Иване-Царевиче и Жар-Птице и Сером Волке ТОЛСТОЙ А. Н. — Коза-дереза Русские народные сказки в обработке А. Н. Толстого ЧЕХОВ А. П. — Каштанка ЧУКОВСКИЙ К. — Загадки Стр. Стр. 64 14 1951 ДМ 1.— 1951 ДМ 1,— Possev-Verlag 623 Frankfurt/M. — Sossenheim Flurscheideweg 15 Поступила в продажу книга Сергея Ленского На чужбине Стихи 50 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Н. Рутыч КПСС у власти Очерки по истории коммунистической партии 464 стр. НМ 14.50 В кинге разделы: 1. Воспоминания, 2. Песни Родине (в большинстве посвященных генералам Белой Борьбы), 3. Собратьям и небратьям по перу, 4. Богу и людям В книге 104 страницы Цена 8 нем. марок или 2 доллара Выписать можно из издательства «Посев» PossevrVerlag 623 Frankfurt/M. — Sossenheim Flurscheideweg 15 Drnck: Poucv-Verlac V. Gorachok НО Frankfurt im Maim ч Стр. Стр. Стр. Стр. Стр. Стр. Стр. 48 12 16 16 32 20 96 1951 дм 1.50 1950 дм —.50 1951 ДМ 1.— 1951 ДМ 1.— ДМ —.60 1948 дм 2,— 1950 ДМ 1.50 Стр. Стр. Стр. Стр. Стр. 16 30 176 155 32 Стр. Стр. Стр. ДАЙС М. Р. — Индонезийские сказки и легенды Стр. Стр. Стр. 262 264 64 32 218 120 64 ДМ 3.— 1954 ДМ 2,— 1951 ДМ 1.— ДМ —.50 ДМ 3.50 ДМ —.50 1958 НМ 8.— ДМ —.50 ДМ 1,— 1946 ДМ 2.— 1957 ДМ 5.— 1951 ДМ 1.50 — от О. А., Голландия — от Н. Ф. А., Канада — собрано Ваней Древинским на собрании в Брюсселе — от Э. К., Германия — от неизвестного, Франция \ Фонд Свободной России Комитет Фонда подтверждает получение пожертвований и приносит благодарность всем жертвователям: г.гул. 10.00 а.дол. 100.00 . . б.фр. 170.00 н.м. 31.00 20.00 ф.ф. За марки серии «Писатели в борьбе за свободу творчества»: — проданные Ваней Древинским на собрании в Брюсселе б.фр. 975.00 — от Е. Ю., Германия шв.фр. 22.75 Взносы в Фонд Свободной России следует направлять по адресу: Schweizeriecher Bankverein Basel Konto Nr. 461 971, NTS — FR — Basel — Suisse/Schweiz/Switzerland или передавать лично представителям Фонда. Письма просим направлять по адресу: F. R. F., Flurscheideweg 15, 623 Frankfurt/Main 80
Стр.8