О. Д. Вернидуб
Применение ГОСТ Р ИСО 5725-2002 «Точность
(правильность и прецизионность) методов и
результатов измерений» при оценке качества
результатов анализа и испытаний в испытательной
(аналитической) лаборатории . <...> И. В. Куцевич
Контроль стабильности результатов анализа:
периодическая проверка подконтрольности
и ВСК . <...> А. В. Кучкин, В. С. Богатырев, Е. В. Коваль
Об аккредитации судебно-экспертных лабораторий
в целях подтверждения компетентности и
независимости при проведении исследований,
связанных с выполнением измерений. <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Постановление Правительства РФ от 24 мая
2010 г. № 362 «Об органе по аккредитации
органов по сертификации и испытательных
лабораторий (центров),выполняющих работы по
подтверждению соответствия оборудования для
работы во взрывоопасных средах» . <...> . . . . . . . . . . 29
Современная лабораторная практика
Кто раскачивает маятник системы
менеджмента? <...> В этой статье мы поговорим более подробно о тех, кто осуществляет проверки,
о тех, кто не дает возможности затухать колебаниям
мерно раскачивающегося маятника системы менеджмента – об аудиторах. <...> Аудит проводится аудиторской группой – это один или несколько аудиторов, проводящих аудит, при необходимости, поддерживаемые
техническими экспертами. <...> Технический эксперт –
лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания и опыт по специальному вопросу. <...> В состав аудиторской группы кроме аудиторов и
технических экспертов могут быть включены стажеры. <...> Роль аудиторов и технических экспертов понятна из
Рис. <...> 2
приведенных определений и схемы формирования аудиторской группы (рис. <...> Надо четко понимать, что стажеры работают под руководством опытного аудитора и
без согласования с ним в процессе проведения аудита
не должны задавать вопросы проверяемым сотрудникам, не должны принимать самостоятельные решения, а
также не должны давать каких-либо
рекомендаций проверяемым сотрудникам. <...> В основе компетентности
лежат: личные <...>
Современная_лабораторная_практика_№2_2010.pdf
СОВРЕМЕННАЯ
ЛАБОРАТОРНАЯ
ПРАКТИКА
№ 2 (10) 2009
СОДЕРЖАНИЕ
И. Г. Назарова
Кто раскачивает маятник системы менеджмента?
Аудиторы
О. Д. Вернидуб
Применение ГОСТ Р ИСО 5725-2002 «Точность
(правильность и прецизионность) методов и
результатов измерений» при оценке качества
результатов анализа и испытаний в испытательной
(аналитической) лаборатории
И. В. Куцевич
Контроль стабильности результатов анализа:
периодическая проверка подконтрольности
и ВСК
11
А. В. Кучкин, В. С. Богатырев, Е. В. Коваль
Об аккредитации судебно-экспертных лабораторий
в целях подтверждения компетентности и
независимости при проведении исследований,
связанных с выполнением измерений
Максим Зеленин
Проблема системного подхода к метрологическому
обеспечению предприятий машиностроительной
отрасли
Официальные документы
Постановление Правительства РФ от 15 мая
2010 г № 342 «Об органе по аккредитации
органов по сертификации и испытательных
лабораторий (центров), выполняющих работы по
подтверждению соответствия лифтов и устройств
безопасности лифтов»
Постановление Правительства РФ от 24 мая
2010 г № 362 «Об органе по аккредитации
органов по сертификации и испытательных
лабораторий (центров),выполняющих работы по
подтверждению соответствия оборудования для
работы во взрывоопасных средах»
Постановление от 31 октября 2009 г № 879 Об
утверждении положения о единицах величин,
допускаемых к применению в Российской
Федерации
Положение о единицах величин, допускаемых к
применению в Российской Федерации
23
2
6
20
26
27
28
29
Стр.1
СОВРЕМЕННАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ПРАКТИКА
Кто расКачивает маятниК системы
менеджмента? аудиторы
И. Г. НАЗАРОВА
Московский институт стали и сплавов (технологический университет),
центр сертификации «Металлсертификат»
В предыдущей публикации [1] читатели ознакомились
с общими принципами проведения аудита, программой
и процедурой аудита. В этой статье мы поговорим
более подробно о тех, кто осуществляет проверки,
о тех, кто не дает возможности затухать колебаниям
мерно раскачивающегося маятника системы менеджмента
– об аудиторах.
Согласно принятым определениям [2] – аудитор
(эксперт) – это лицо, обладающее компетентностью
для проведения аудита. Аудит проводится аудиторской
группой – это один или несколько аудиторов, проводящих
аудит, при необходимости, поддерживаемые
техническими экспертами. Технический эксперт –
лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания
и опыт по специальному вопросу.
В состав аудиторской группы кроме аудиторов и
технических экспертов могут быть включены стажеры.
Роль аудиторов и технических экспертов понятна из
приведенных определений и схемы формирования аудиторской
группы (рис. 1). Как видно из схемы общая
компетентность аудиторской группы складывается из
знаний, умений и навыков аудиторов и технических
экспертов. Самая большая нагрузка при проведении
проверки ложится на аудиторов. Технический эксперт
оказывает помощь аудитору в части профессиональной
оценки деятельности и производственных процессов.
Аудитор может быть одновременно техническим экспертом.
Стажер
не вносит вклад в общую компетентность.
При оценке соответствия и принятии решений права
голоса стажер не имеет. Однако следует заметить, что
иногда стажеры, чтобы показать свои знания (а скорее
всего, свою важность и значимость), ведут себя
на правах аудитора. Надо четко понимать, что стажеры
работают под руководством опытного аудитора и
без согласования с ним в процессе проведения аудита
не должны задавать вопросы проверяемым
сотрудникам, не должны принимать
самостоятельные решения, а
также не должны давать каких-либо
рекомендаций проверяемым сотрудникам.
Итак,
мы видим, что аудитор должен
много знать и уметь, т.е. должен
обладать высокой компетентностью.
Напомню, что компетентность – это
проявленные личные качества и выраженная
способность применять свои
знания и навыки.
Какие же требования установлеРис.
1.
2
ны к компетентности аудиторов? На
этот вопрос дает ответ ГОСТ Р ИСО
19011 [3]. В основе компетентности
лежат: личные качества аудитора, соÈÞÍÜ
2010
Стр.2
СОВРЕМЕННАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ПРАКТИКА
В случае проведения комплексного аудита
интегрированной системы менеджмента
организации, например, системы менеджмента
качества и системы экологического
менеджмента, общая компетентность группы
аудиторов обеспечивается путем ее комплектации
членами комиссии, обладающими
общими и специальными знаниями, а также
навыками в области качества и в области
экологии.
Все аудиторы должны хорошо знать проРис.
2.
ответствующее образование, производственный опыт
и необходимое обучение по системам менеджмента и
проведению аудитов, а также опыт в проведении конкретных
аудитов (рис. 2). Стандарт 19011 детально
перечисляет личные качества, какими должен обладать
аудитор, к ним относятся:
— порядочность – правдивость, искренность, честность,
сдержанность, благоразумие;
— открытость – восприимчивость к альтернативным
идеям и мнениям;
— дипломатичность – умение тактично взаимодействовать
с людьми;
— наблюдательность – активное ознакомление с
окружением и деятельностью;
— разносторонность – готовность к различным ситуациям;
—
проницательность – умение интуитивно оценивать
ситуацию;
— упорство – настойчивость и ориентированность
на достижение целей;
— решительность – умение своевременно принимать
решения на основе логических соображений
и анализа;
— самостоятельность – независимость в действиях
и выполнении своих функций при одновременном
результативном сотрудничестве с другими.
ИЮНЬ 2010
цедуры и методы аудита, требования к системам
менеджмента, необходимые документы,
законы, технические регламенты и другие
требования, относящиеся к объекту аудита.
Кроме этого, каждый аудитор должен знать
принципы менеджмента качества, на которых
строится любая система менеджмента
[3], и обладать навыками компетентной оценки соответствия
деятельности организации установленным
требованиям.
К специальным знаниям и навыкам относятся, прежде
всего, такие, как:
— установленная терминология;
— законодательные и другие нормативные требования,
имеющие отношение к деятельности организации
и ее экологическим аспектам;
— методы и технологии, имеющие отношение к качеству
и к экологическому менеджменту;
— процессы и практика работы в определенной отрасли,
технические характеристики процессов и
продукции;
— экологические аспекты деятельности и их воздействие
на окружающую среду, основные методы
охраны окружающей среды;
— результативность процессов и систем менеджмента
и ряд других вопросов.
На руководителей аудиторских групп ложится дополнительная
нагрузка в части планирования аудита,
результативного использования ресурсов, подготовки
и завершения отчета по аудиту. К руководителю аудиторской
группы предъявляются требования уметь
представить аудиторскую группу, организовать, распределить
роли при проверке и руководить работой
3
Стр.3