Фурсов Андрей Ильич— кандидат исторических наук, директор Института русских исследований Московского Гуманитарного Университета Чернавский Дмитрий Сергеевич— доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Института им. <...> 15 (подъезд 1, этаж 5) Центр проблемного анализа и государственно- управленческого проектирования Тел./факс: (495) 981- 57 -03, 981- 57- 04, 981- 57- 09 www.rusrand.ru; e-mail: frpc@cea.ru, info@rusrand.ru человечеству и России Будущие угрозы Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Семинар «Россия в историческом и мировом пространстве» Будущие угрозы человечеству и России постоянно действующего научного семинара Материалы Выпуск № 5 Москва Научный эксперт 2009 УДК 327.2 ББК 66.4(0) Б 90 Научный руководитель семинара: А.И. Неклесса Соруководитель семинара: С.С. Сулакшин Научно-редакционный совет: В.И. Якунин (председатель), В.Э. Багдасарян, А.И. Неклесса, А.И. Соловьев, С.С. Сулакшин Б 90 Будущие угрозы человечеству и России. <...> 4 Тема семинара Будущие угрозы человечеству и России . <...> Математическое моделирование дисциплинирует мысль и обеспечивает четкость терминологии . <...> Мы стали свидетелями своеобразной гонки: в какой стране человек деградирует быстрее? <...> Капитализм-самоубийца, или Как выжить в условиях неофеодализма . <...> Корень вопроса — в рациональной организации общественного взаимодействия . <...> 110 3 Вступительное слово научного руководителя семинара А.И. Неклесса Уважаемые коллеги! <...> Начинаем пятое заседание нашего семинара «Россия в историческом и мировом пространстве». <...> Итак, я предоставляю слово нашему уважаемому коллеге, директору Института русских исследований Московского гуманитарного университета Андрею Ильичу Фурсову. <...> Кризис «водораздела» 1873–1933 гг. был временем «пересдачи карт социальной игры» (Ф. <...> Бродель), «пересдачи Карт Истории», и те, кто ухватил главные козыри, оказались «на коне» вплоть до новой пересдачи, начавшейся в 1970-е гг. <...> 2 Директор Центра русских исследований <...>
Будущие_угрозы_человечеству_и_России_материалы_постоянно_действующего_научного_семинара._Вып._5_(1).pdf
Центр проблемного анализа
и государственно-управленческого проектирования
Семинар «Россия в историческом и мировом
пространстве»
Будущие угрозы человечеству
и России
постоянно действующего
научного семинара
Материалы
Выпуск № 5
Москва
Научный эксперт
2009
Стр.1
УДК 327.2
ББК 66.4(0)
Б 90
Научный руководитель семинара: А.И. Неклесса
Соруководитель семинара: С.С. Сулакшин
Научно-редакционный совет:
В.И. Якунин (председатель), В.Э. Багдасарян,
А.И. Неклесса, А.И. Соловьев, С.С. Сулакшин
Б 90
Будущие угрозы человечеству и России. Материалы научного
семинара. Вып. № 4. М.: Научный эксперт, 2009. — 112 с.
ISBN 978-5-91290-077-8
УДК 327.2
ББК 66.4(0)
ISBN 978-5-91290-077-8
На обложке: С. Дали «Предчувствие гражданской войны». 1936 г.
© Центр проблемного анализа
и государственно-управленческого
проектирования, 2009
Стр.2
Содержание
А.И. Неклесса. Вступительное слово
научного руководителя семинара ..........................................................4
Тема семинара
Будущие угрозы человечеству и России ..................................... 5
Доклад
А.И. Фурсов. Кризис «длинного XXI века» (1975 г. —?):
причины, движущие силы, угрозы ................................................. 5
Выступление оппонента-рецензента
Д.С. Чернавский. Математическое моделирование
дисциплинирует мысль и обеспечивает четкость
терминологии ..................................................................................... 38
Вопросы к докладчикам и ответы ....................................................44
Выступления
Г.Г. Малинецкий. Мы стали свидетелями своеобразной
гонки: в какой стране человек деградирует быстрее? ................ 77
А.Н. Окара. Капитализм-самоубийца, или Как выжить
в условиях неофеодализма ................................................................ 82
С.С. Сулакшин. Поди туда, не знаю куда; принеси то,
не знаю что ............................................................................................ 86
А.И. Неклесса. Проблемы и угрозы, стоящие
непосредственно перед Россией, не следует отождествлять
с глобальными проблемами человечества .................................... 90
А.И. Соловьев. Корень вопроса — в рациональной
организации общественного взаимодействия ............................. 92
А.В. Щербаков. Кризис 2008 года: причины и сценарии
развития ................................................................................................. 97
Заключительное слово докладчика .................................................102
Тематическая программа научного семинара .............................109
Список участников семинара ............................................................110
3
Стр.3
Тема семинара
Будущие угрозы человечеству и России
Доклад
Кризис «длинного XXI века» (1975 г. — ?):
причины, движущие силы, угрозы1
А.И. Фурсов2
ческих наук
I
Финансово-экономический кризис,
начавшийся в 2007 г. в США и
сегодня охвативший по сути весь
мир, часто сравнивают с кризисом
1929–1933 гг. Последний, в свою очередь,
был финальной фазой затяжного
кризиса 1873–1933 гг. Кстати,
с этим длительным кризисом, эпоху которого голландский
историк Я. Ромейн назвал «водоразделом», нередко сравнивают
кризисную хронозону, начавшуюся в 1970-е гг., а еще
точнее — в 1973 г., и продолжающуюся до сих пор. Кризис
«водораздела» 1873–1933 гг. был временем «пересдачи карт
социальной игры» (Ф. Бродель), «пересдачи Карт Истории»,
и те, кто ухватил главные козыри, оказались «на коне» вплоть
до новой пересдачи, начавшейся в 1970-е гг. Более того, у них
неплохие шансы в новую эпоху добавить к старым козырям
1
АИРО-XXI, 2008. С. 255–304.
2
Директор Центра русских исследований Института фундаментальных
и прикладных исследований Московского гуманитарного университета;
автор 200 научных публикаций, включая 9 монографий.
5
, кандидат историФурсов
А. Мир, который мы покидаем, мир, в который мы вступаем,
и мир между ними. Капитал(изм) и Модерн — схватка скелетов над пропастью?
// De futuro, или История будущего. М.: Политический класс;
Стр.5