ПОЭЗИЯ НАШИХ ИМЕН
Имя — душа нашей души.
Павел Флоренский
С чего начинается человек, личность? Конечно, с имени личного.
С чего начинается самопознание, самостояние человека, как выразился
Пушкин? С выделения своего имени в кругу других и тождественных имен. В
ясельной группе воспитательницы обращаются к детишкам по имени с
добавлением фамилии, чтобы не путались сплошные Насти и Денисы, но есть
уже такие маленькие личности, что достаточно крикнуть на площадке: «Марина!» -
и всем ясно, кого зовут. Это значит, что духовный мир и даже внешний образ
начал проявляться в имени и внятно соотноситься с ним. С младших классов
становится ясно, что кому-то больше всего подходят лишь уменьшительноласкательные
имена – Стасик да Ксюша, а кто-то воспринимается только как
Серѐга или Ольга. Звучат и варьируются наши имена, являются в образах
классической литературы и словах молитвы, перекликаются в песнях и преданиях.
Какое отношение многовековой мир имени имеет к тебе лично, что значит оно для
другого человека? – вечные философские и житейские вопросы…
«Имя - душа нашей души». Это высказывание ученого, богослова, поэта о.
Павла Флоренского, вынесенное в эпиграф, является краеугольным камнем
христианского мирочувствования и так или иначе повторяется во многих трудах
про имена. Мне бы хотелось, безусловно согласившись с этим постулатом, сразу
вспомнить мужественные слова Александра Блока о лучшей, неоскорбляемой
части нашей души, в которой рождается и сберегается поэзия. Да, человек
получает свое имя, как бы первое врученное ему Слово (и Слово было Бог…) -
при рождении, а потом всю жизнь несет его - с честью, безлико или недостойно,
добавляет своими поступками и словами те или иные черточки в великий и
древний мир, в легенду и силовое поле своего Имени — неоскорбляемой части
души, если повторить слова поэта.
Зачем нужна еще одна книга про имена? Прежде всего для того,
чтобы полнее уяснить свое имя - данное небом и родителями Слово - в
необъятном поле православной культуры, вникнуть и понять: нет плохих или
дурных имен — есть имена более гармоничные и счастливые или
противоречивые и трудные для данного имярека, для его генной памяти и
унаследованного характера. Есть личностная воля и воспитательное умение
родителей, есть воздействие культуры, социальной среды и духа эпохи, которые
вступают в сложнейшие взаимоотношения с миром того или иного имени и влияют
на характер и судьбу, а то и на внешне воспринимаемый облик, даже манеру
поведения его носителя. Наконец, в каждом имени заключен огромный вековой
поэтический мир, который оказывает воздействие на имярека. Мне кажется, беда
современной эклектичной культуры в том, что свободно выплескиваются на
рынок коммерческие книги с расхристанными и глупыми заявлениями:
«Существовавшие в прошлом святцы облегчали и упрощали задачу, но они
отжили свой век. У нас появилась свобода выбора», а рядом стоит на полке
религиозная брошюра «Какое имя выбрать новорожденному?» с отпугивающе
категорическим ответом Феофана Затворника на обложке: «Тут дело будет без
всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках
Божиих». И современный читатель – просто растерян, вопросов у него – только
прибавляется. Наверное, каждый писатель уже с момента выбора имени для
своего героя или обращения к имени лирического адресата – пытается ответить
на него по мере сил.
Стр.7