ВБК 63.3(0)3 3-49
3-49
Зелинский ?.?.
История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. 2-е изд. СПб.; Марс, 1995 - 380 с: илл. (Кн.
серия "Modus vivendi"). ISBN 5-85233-014-0
OCR:М. Бычков, март 2003 г.
Книга проф. СПб Императорского Университета Ф.Ф.Зелинского, замечательного знатока
Античности и переводчика, представляет собой первый в Европе опыт изложения истории античной
культуры для целей ее систематического изучения и может быть использована как в качестве учебного
пособия в средней и высшей школе, так и для самостоятельного чтения более подготовленным читателем.
Настоящее, второе, издание книги (первое - 1914 г.) заново отредактировано, снабжено популярным
комментарием и иллюстрациями.
ББК 63.3(0)3
ISBN 5-85233-014-0
ТОО "Марс", оформление, 1995
Џ ТОО "Магик-Пресс", 1995
D С.П.Заикин, примечания, 1995
{Введение}
ї 1. Понятие "{культура}" определяют обыкновенно как совокупность условий окружающего нас
быта. Недостаточность этого определения, неизбежно порождающего дальнейший вопрос "а что такое
быт?", преодолевается делением культуры на материальную, общественно-экономическую и духовную,
причем под первую подводится то, что служит человеку для удовлетворения его физических нужд (пища,
одежда, жилище, утварь, оружие), под вторую - всякого рода группировки человеческих особей, имеющие
целью поддержание их жизни и благосостояния (семья, род, колено, сословия, профессиональные
организации, государство), а под третью - все, отвечающее идеальным запросам человека как мыслящего
и чувствующего создания (религия, нравственность, искусство, наука). Это деление удовлетворительно в
том отношении, что дает возможность ввести в установленные им рамки все культурные явления; оно
поэтому вполне пригодно для всех сочинений преимущественно {справочного} характера.
Неудовлетворительно оно не столько вследствие зыбкости границ между установленными отделами
(таковая - неизбежный спутник всех подобного рода делений), сколько вследствие своего чисто внешнего
характера, обусловленного отсутствием центральной, объединяющей идеи. Таковую нам может дать
только та наука, которая лежит в основе всех вообще гуманитарных наук, а именно - {психология}, как это
покажет дальнейшее.
ї 2. Относя понятия "культура" и "быт" к числу тех первичных понятий, содержание которых
получается нами не столько аналитически - путем определения, сколько синтетически - путем
бессознательного сложения однородных явлений, мы прежде всего должны обратить наше внимание на
основную разницу между {человеческой} культурой и той, которая наблюдается в животном мире.
Разница эта состоит в бесконечной изменяемости первой и принципиальной неизменяемости второй.
Европейское человечество испытало огромные изменения своей культуры за тот период своей
истории, который отделяет античность от наших времен; за тот же период семейный быт ласточек и
общинный быт муравьев остался тем же, каким был раньше. Животный быт если и изменяется, то либо в
смысле бессознательного приспособления к изменившимся внешним условиям жизни, либо (в кругу так
называемых домашних животных) под непосредственным воздействием человека; принципиально же он
неизменяем.
Отсюда следует, что {история} культуры возможна только для человека, но не для животного
мира.
ї 3. Но, спрашивается, какие же силы влияют на изменение быта человека, обусловливая собой
развитие человеческой культуры? Вопрос этот поныне представляется спорным, и при его решении
намечаются две крайние культурно-исторические теории.
Согласно одной из них, изменения условий человеческого быта объясняются стремлением
человечества - ив отдельных его особях и в его социально-политических группах - к увеличению своего
материального благосостояния, то есть силами экономического характера, вследствие чего самой теории
присвоено название {экономического материализма}. Эта теория, будучи применена с научной
осмотрительностью и со знанием дела, раскрыла много важных сторон специально в области
материальной и общественно-экономической культуры (см. выше ї 1); но в своем стремлении к
Стр.1