Лунин Э. Замятин // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 4. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 302-310.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-3024.htm
ЗАМЯТИН Евгений Иванович [1884-] - современный писатель. Родился в Лебедяни Харьковской
губ., в 1908 окончил С.-Петербургский политехнический институт по кораблестроительному отделению.
Много путешествовал, был в Константинополе, Александрии, Иерусалиме и т. д. Принимал участие в
революционном движении 1905, состоя одно время членом РСДРП. Несколько месяцев сидел в
одиночном заключении в Петербурге. В начале 1906 был выслан на родину. С лета 1906 до 1911 жил в
Петербурге на нелегальном положении, в 1911 был опять выслан, в 1913 - амнистирован.
Первый рассказ З. напечатан в 1908 в журнале "Образование". В 1911 написано "Уездное", в 1914
- повесть "На куличках" (напечатана в том же году в журнале "Заветы". Номер последнего был
конфискован, а редакция "Заветов" и автор преданы суду). В марте 1916 З. уезжает в Англию, где
работает по своей специальности, строит крупные ледоколы. В Россию возвращается осенью 1917. После
Октябрьской революции З. читает лекции по лит-ре в студии "Дома искусств", состоит членом
редколлегии "Всемирная лит-ра" (см.), работает в издательстве Гржебина, в журналах "Дом искусств",
"Современный Запад", "Записки мечтателей". К этому же периоду относится образование группы
молодых писателей "Серапионовы братья" (Б. Пильняк, Вс. Иванов,М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин и
др.), в лит-ом воспитании к-рых З. принимал деятельное участие. В 1925 на тему лесковской повести
написал "народное шуточное представление" "Блоха", впервые показанное МХТом вторым. В 1928
написал трагедию в стихах - "Аттила", в печати не появившуюся. В 1925-1929 за границей были
напечатаны переводы романа З. "Мы", представлявшего собой памфлет на социалистическое общество (в
Советской России не печатался). Эта контрреволюционная вылазка писателя становится осенью 1929
известной советской общественности и вызывает ее глубокое возмущение. В результате широко
развернувшейся дискуссии о политических обязанностях советского писателя З. демонстративно
выходит из Всероссийского союза писателей.
З. - художник буржуазной интеллигенции, за последнее пятнадцатилетие проделавшей сложную
идеологическую эволюцию. Если в условиях царизма эта буржуазная интеллигенция могла быть
либеральной и даже умеренно революционной, то после победоносной пролетарской революции она
подняла знамя реакции. Вместе с этой социальной группировкой Замятин проходит полный круг
развития от язвительной сатиры на царизм до озлобленных памфлетов на советское государство. Вместе
с этой социальной группой З. переживает недовольство историческим процессом, пошедшим не по
желанному для буржуазии пути, и острое отвращение к текущей политической действительности. В
творчестве З., как и в бытии его класса, легко различимы два периода: исторической гранью между ними
лег Октябрь.
Ранние произведения З. - рельефные символы дореволюционного российского мещанства. В
"Уездном" изображен мир мещанской провинции, в "На куличках" - прозябание захолустного
дальневосточного гарнизона. Эти два мира обнаруживают друг с другом немалое сходство. И тут и там
люди живут животной жизнью. "Ты-то живешь утробой, - говорит портной Тимоша главному герою
"Уездного" Барыбе, - у тебя бог-то съедобный". В этом мирке "постом великим все злющие ходят,
кусаются с пищи плохой: сазан да квас, квас да картошка. А придет пасха - и все подобреют сразу от
кусков жирных, от наливок. Так вот и живут себе - ни шатко, ни валко, преют, как навоз в тепле".
Внешность героев отражает этот их внутренний зоологизм: "Тяжкие железные челюсти, широченный
четырехугольный рот и узенький лоб. Как есть утюг носиком кверху. Да и весь-то Барыба какой-то
широкий, громоздкий, громыхающий, весь из жестких прямых и углов". Для военной России, как и для
штатской, равно характерны животный быт, пьянство, чревоугодие, звериное господство плоти и
звериная жестокость. Здесь забивают на смерть людей ("офицер в мирное время должен учиться
убивать"). Здесь презирают все, что так или иначе отделяет человека от зоологического существа. "Была
у Тихменя болезнь такая - думать, а по здешним местам это очень нехорошая болезнь". Капитан Нечеса
мнил себя очень недурным лекарем, и когда один из пациентов утянул "Школу здоровья", он начал
лечить по домашнему скотолечебнику: "Ведь устройство одно, что у человека, что у скотины".
В 1905 Замятин был близок к большевикам, правда, больше по революционному порыву,
охватившему тогда интеллигенцию, чем по убеждению. "Да глаза мои не глядели бы на программы все
ихние", - эти слова главного персонажа рассказа "Непутевый", участника декабрьского восстания, звучат
как признание самого автора. Вот как З. в автобиографии описывает свое состояние в дни бунта на
"Потемкине": "С машинистом "России" смытый, затопленный, опьяненный толпой, бродил в порту весь
день и всю ночь среди выстрелов, пожаров, погромов". В дни восстания Сене ("Непутевый") было просто
весело: "Выстрелят - хрусталь вдребезги, и осколки звучат такие жутко-веселые". Реакция 1905 быстро
смыла это веселье, потянулись черные дни репрессий, только подлинные, закаленные большевики не
Стр.1