П. А. Вяземский
"Ревизор" комедия, соч. Н. Гоголя
С.-Петербург, 1836 г.
Вяземский П. А. Сочинения: В 2-х т. -- М.: Худож. лит., 1982. -- Т. 2. Литературно-критические
статьи. Сост., подг. текста и коммент.М. И. Гиллельсона. 1982.
OCR Бычков М. Н.
Литературные события у нас редки. Литература наша кругообращается в явлениях, подходящих
под статью обыкновенных, ежедневных происшествий. Эти явления скользят по вниманию читающей
публики, не прорезывая глубоких следов в общественном мнении. Разве только а чресполосном владении
журналистов возникают по сему случаю тяжбы, обращающие на себя, и то мельком, взоры одних
литературных присяжных, или экспертов; впрочем, и в таком случае также трудно сквозь шум, крики и
брань понятых вникнуть, о чем идет дело, и удостовериться, есть ли действительно дело в споре. Часто
съедутся, шумят и чем же кончат? поднимут мертвое тело... Высшая же власть, заведывающая подобными
делами, то есть образованная публика, принимает все это просто к сведению без лицеприятия, и тем
свободнее, что все это -- дело для нее постороннее. Редко случается писателям нашим задеть публику за
живое, касаясь предметов, близких к ней. Многие из писателей наших живут слишком вне общества; они
чужды общежитейским отношениям, понятиям, мнениям, нравственности высшего круга читателей, то
есть образованнейшего; между тем не довольно положительны, добросовестны, чтобы действовать с
пользою на классы читателей, нуждающихся в пище простой, но сытой и здоровой. Они какой-то
междоумок в обществе: они пишут для людей, которые их не читают, или не имеют нужды их читать, и,
следовательно, читают равнодушно и рассеянно, и читаются теми, которые не могут судить их. Тем более
литературное произведение, выходящее из круга этих частных и безжизненных явлений, потрясающее оба
противоположные края читателей, рождает у нас деятельность необыкновенную. Каждый спешит дать
голос свой, и неминуемым следствием того бывает разногласие в мнениях. Драматическое произведение,
а в особенности комедия народная, или отечественная, принадлежит к сему разряду явлений, которые
должны преимущественно обратить на себя общее внимание. О комедии каждый вправе судить; голоса о
ней собираются не в тишине кабинета, не пред зерцалом искусства, не по окончании медленной
процедуры и применения всех законов литературного уложения; публика не выжидает, чтобы тот или
другой трибунал, тот или другой журнал, тот или другой критик исследовал дело и подписал приговор.
Нет, голоса собираются по горячим следам в шумном партере, где каждый, кто взнес законную долю
установленного сбора, допускается к судейским креслам и рядит и судит за свои деньги о деле,
подлежащем общему суждению. У вас и в этом отношении авторы с удивительною ловкостью умеют
обыкновенно избегать прямой встречи и тесного столкновения с публикою. Большая часть русских
комедий также дело для нее постороннее: это снимки с картин чужой или вымышленной природы. В
подобных снимках может идти дело об искусстве художника в исполнении, но нет речи о жизни, о
верности, о природном сочувствии. Тем более комедия, не принадлежащая кругу сих заимствований,
вымыслов или подделок, должна произвести общее, сильное и разнородное впечатление. Мало было у нас
подобных комедий: "Бригадир", "Недоросль", "Ябеда", "Горе от ума" -- вот, кажется, верхушки сего
тесного отделения литературы нашей. "Ревизор" занял место вслед за ними и стал выше некоторых из них.
Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и
единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим
представлениям и, что всего важнее, живой отголосок ее, раздававшийся после в повсеместных
разговорах,-- ни в чем не было недостатка. В чтении комедия выдержала театральный успех, если еще не
превзошла его, что и должно быть в комедии, писанной с умом и талантом, с истинною комическою
веселостью, но с меньшею заботливостью о игре и сшибках драматических внезапностей. В сем
отношении, заметим мимоходом, "Ревизор", приблизившийся характеристическим достоинством своим к
вышеупомянутым исключениям из русского театра, приближается к ним и тем, что можно было бы
наименовать недостатками их, если б сии недостатки не составляли общей принадлежности и литературы
нашей. Но о сем речь впереди и в другом месте. Впрочем, как успех "Ревизора" ни был блистателен, а все
же не может он не подлежать некоторым оговоркам, критическим замечаниям и осуждениям. Охотно и
предварительно соглашаемся за глаза со всеми критиками настоящими, прошедшими и будущими, что в
сей комедии встречаются погрешности, и спросим у них: знают ли они хотя одно литературное творение,
Стр.1