Гауптман, Гергард (дополнение к статье)
Оригинал здесь: http://www.vehi.net/brokgauz/all/026/26013.shtml
(Gerhard Hauptmann) -- За последние 15 лет Г. стал во главе современной немецкой драмы. <...> Начав
с натурализма в духе Золя, с проблемы наследственности в своих ранних вещах ("Vor Sonnenaufgang",
"Friedensfest"), Г. в дальнейшем своем творчестве ставил себе разнообразные задачи. <...> От
натуралистических драм, описывающих трагизм среды, он перешел к психологии личности в борьбе со
средой. <...> На этом построены его "Einsame Leute", где изображаются типы переходного времени, когда
личность, познав свои права, еще недостаточно окрепла, чтобы утвердиться в них. <...> Большое
общественное значение имеет его драма "Die Weber" (1892), где на фоне мятежа голодных ткачей
рисуется страшная картина человеческого горя. <...> Основной мотив всей драмы выражен в заключительных
словах: "У каждого человека должна быть мечта" ("Jeder muss halt a Sehnsucht ha b en"). <...> В
дальнейшем творчестве Г. пьесы реалистического содержания чередуются со сказочными,
фантастическими драмами. <...> В "Ганнеле" ("Hannele's Himmelfahrt ", 1892) Г. с большим успехом
объединяет изображение самой грубой действительности -- жизни в ночлежном приюте -- с
фантастическим миром грез, расцветающих в душе затравленной умирающей девочки. <...> Контрастами
внешнего уродства жизни с красотой скрытого духовного мира эта драма производит неотразимое
впечатление. <...> К разряду реалистических драм Г. относятся историческая драма "Флориан Гейер" (1895),
"Михаил Крамер" (1901), "Возчик Геншель" (1898), народные фарсы "Бобровая шуба", "Красный петух",
"Шлук и Яу" и новейшая его драма "Роза Бернт" (1903). <...> В каждой из этих драм идеалистические
стремления духа противопоставляются принижающей правде жизненных обстоятельств и человеческих
страстей. <...> В "Флориане Гейере" Г. сделал попытку возродить историческую хронику. <...> Бобровая шуба",
"Красный петух", "Шлук и Яу", но силе юмора и меткому натуралистическому изображению рабочего
класса, без всякой идеализации <...>
Гауптман,_Гергард_(дополнение_к_статье).pdf
Гауптман, Гергард (дополнение к статье)
Оригинал здесь: http://www.vehi.net/brokgauz/all/026/26013.shtml
(Gerhard Hauptmann) -- За последние 15 лет Г. стал во главе современной немецкой драмы. Начав
с натурализма в духе Золя, с проблемы наследственности в своих ранних вещах ("Vor Sonnenaufgang",
"Friedensfest"), Г. в дальнейшем своем творчестве ставил себе разнообразные задачи. От
натуралистических драм, описывающих трагизм среды, он перешел к психологии личности в борьбе со
средой. На этом построены его "Einsame Leute", где изображаются типы переходного времени, когда
личность, познав свои права, еще недостаточно окрепла, чтобы утвердиться в них. Большое
общественное значение имеет его драма "Die Weber" (1892), где на фоне мятежа голодных ткачей
рисуется страшная картина человеческого горя. Основной мотив всей драмы выражен в заключительных
словах: "У каждого человека должна быть мечта" ("Jeder muss halt a Sehnsucht ha b en"). Она очень
интересна по технике: героем ее является толпа, состав которой изменяется в каждом действии. В
дальнейшем творчестве Г. пьесы реалистического содержания чередуются со сказочными,
фантастическими драмами. В "Ганнеле" ("Hannele's Himmelfahrt ", 1892) Г. с большим успехом
объединяет изображение самой грубой действительности -- жизни в ночлежном приюте -- с
фантастическим миром грез, расцветающих в душе затравленной умирающей девочки. Контрастами
внешнего уродства жизни с красотой скрытого духовного мира эта драма производит неотразимое
впечатление. К разряду реалистических драм Г. относятся историческая драма "Флориан Гейер" (1895),
"Михаил Крамер" (1901), "Возчик Геншель" (1898), народные фарсы "Бобровая шуба", "Красный петух",
"Шлук и Яу" и новейшая его драма "Роза Бернт" (1903). В каждой из этих драм идеалистические
стремления духа противопоставляются принижающей правде жизненных обстоятельств и человеческих
страстей. В "Флориане Гейере" Г. сделал попытку возродить историческую хронику. "Бобровая шуба",
"Красный петух", "Шлук и Яу", но силе юмора и меткому натуралистическому изображению рабочего
класса, без всякой идеализации, чрезвычайно жизненны и художественны. В "Розе Бернт" опять
выступает вопрос о личности, которая погибает, когда индивидуальная совесть становится объектом
человеческого суда. Все эти драмы вполне реальны по манере письма, но все проникнуты стремлением
отразить идеалистические порывы духа: в этом сила Г., который и в общественных драмах, и в
психологических, изображающих личность в борьбе со средой, никогда не ограничивается житейской
стороной конфликтов, а всегда чутко прислушивается к голосу духа. Наряду с реалистом в Г. высоко
стоит поэт, чутко воссоздающий атмосферу национальных сказок и преданий в стихотворных драмах:
"Потонувший колокол" (1896) и "Бедный Генрих" (1903). "Потонувший колокол" -- трагедия идеалиста,
скованного жалостью к земному, но стремящегося ввысь. "Бедный Генрих" -- переработка старинного
немецкого предания о прокаженном, исцеленном самоотверженной любовью девушки. Дух поэтичного
старинного предания превосходно сохранен в драме. Таким образом, основная черта Г. -- сочетание
натуралистических приемов, близости к жизни и ее непосредственным интересам, сочувствия
человеческим страданиям, с глубоким идеализмом, с верой в дух человеческий, который ставит себе все
более и более высокие цели.
З. Венгерова.
Стр.1