Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638383)
Контекстум
Электро-2024

Душевная драма Некрасова

0   0
Первый авторШулятиков Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID10589
АннотацияКурьер, 1903, No 4.
Кому рекомендованоКритика
Шулятиков, В.М. Душевная драма Некрасова : Статья / В.М. Шулятиков .— : [Б.и.], 1903 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10589 (дата обращения: 11.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Шулятиков ДУШЕВНАЯ ДРАМА НЕКРАСОВА "Курьер", 1903 г., No 4 Недавнее чествование Некрасова воскрешает память об одной из самых острых и мучительных "душевных" драм, какие только знает летопись русской литературы. <...> Мы говорим о душевной драме, пережитой певцом "униженных ' и обиженных". <...> Его душевная драма издавна приковывала к себе особенное внимание как со стороны критики, так и со стороны широких кругов читающей публики. <...> И уже теперь, на основании того, что известно о жизни поэта, можно выяснить общий характер его драмы, понять ее основу. <...> Необходимо рассматривать душевную драму Некрасова в связи с общественной драмой, разыгравшейся в его время и известной под именем "спора отцов и детой". <...> Нужно оценить его драму, как один из наиболее ярких эпизодов названного спора. <...> Спор "отцов и детей" сводится, - как ныне выяснено*, - к конфликту двух общественных миросозерцаний. <...> Отцы - это представители интеллигентно-барской культуры, усвоившей себе в "сороковые" годы некоторые предпосылки разночинской идеологии, но отказавшиеся признать свою солидарность со своими историческими преемниками в решительную минуту, т.е. тогда, когда те, как известная сила, впервые выступили на историческую авансцену и впервые оформили в стройной системе свои практические взгляды. <...> По происхождению он принадлежал к лагерю "отцов". <...> Но "отцы" не могли его считать своим: они видели в нем лишь носителя "нового" мировоззрения; они безусловно отожествляли его со своими противниками (как это явствует, напр., из некоторых писем Тургенева). <...> И, действительно, Некрасов находился в стане разночинцев, исповедовал их " ", работал в защиту их интересов, считался одним из наиболее верных и энергичных их союзников. <...> Но этой почетной ролью далеко не исчерпывалось содержание его жизни. <...> Заявляя себе поборником "нового" мировоззрения, отстаивая "credo" "детей" перед "отцами", он в то же время был принужден <...>
Душевная_драма_Некрасова.pdf
Владимир Шулятиков ДУШЕВНАЯ ДРАМА НЕКРАСОВА "Курьер", 1903 г., No 4 Недавнее чествование Некрасова воскрешает память об одной из самых острых и мучительных "душевных" драм, какие только знает летопись русской литературы. Мы говорим о душевной драме, пережитой певцом "униженных ' и обиженных". Его душевная драма издавна приковывала к себе особенное внимание как со стороны критики, так и со стороны широких кругов читающей публики. Отдельные моменты этой драмы уже достаточно освещены. И уже теперь, на основании того, что известно о жизни поэта, можно выяснить общий характер его драмы, понять ее основу. Для этого только требуется отрешиться от "индивидуалистической" точка зрения. Необходимо рассматривать душевную драму Некрасова в связи с общественной драмой, разыгравшейся в его время и известной под именем "спора отцов и детой". Нужно оценить его драму, как один из наиболее ярких эпизодов названного спора. Спор "отцов и детей" сводится, - как ныне выяснено*, - к конфликту двух общественных миросозерцаний. * См. статью В. Богучарского в "Мире Божьем" (1901 г., ноябрь). К сожалению, автор слишком прямолинейными штрихами характеризует людей "сороковых" годов. Влияние разночинской "культуры" на "отцов" г. Богучарским совершенно упущено. "Отцы - это представители интеллигентно-барской культуры, усвоившей себе в "сороковые" годы некоторые предпосылки разночинской идеологии, но отказавшиеся признать свою солидарность со своими историческими преемниками в решительную минуту, т.е. тогда, когда те, как известная сила, впервые выступили на историческую авансцену и впервые оформили в стройной системе свои практические взгляды. Некрасов явился участником "спора". По происхождению он принадлежал к лагерю "отцов". Но "отцы" не могли его считать своим: они видели в нем лишь носителя "нового" мировоззрения; они безусловно отожествляли его со своими противниками (как это явствует, напр., из некоторых писем Тургенева). И, действительно, Некрасов находился в стане разночинцев, исповедовал их " ", работал в защиту их интересов, считался одним из наиболее верных и энергичных их союзников. Но этой почетной ролью далеко не исчерпывалось содержание его жизни. Заявляя себе поборником "нового" мировоззрения, отстаивая "credo" "детей" перед "отцами", он в то же время был принужден вести другого рода борьбу - борьбу менее почетную и менее плодотворную, требовавшую великих усилий и подававшую очень мало надежды на благополучный исход. Он вел борьбу с самим собой; в его душе отголоски старины, старины "феодальной" и аристократической враждовали против тенденций, характеризовавших его, как и "нового человека". Другими словами, в глубине его внутреннего мира происходил все тот же спор "отцов и детей" И перенесенный в глубину его внутреннего мира "спор отцов и детей" создал его "душевную драму. Драма была особенно тяжелая, потому что обе противных стороны располагали большими средствами, потому что и элемент старины и новые тенденции были органическими явлениями его душевной жизни. "Старые" барские наклонности и вкусы он получил, как родовое наследство. С "новыми" людьми его объединяла не платоническая, питающаяся исключительно доводами разума привязанность. Нет; его "разночинская" симпатии были куплены ценой трудного жизненного опыта, ценой "мучительной борьбы", имевшей место в дни его молодости. Судьба Некрасова в молодости - судьба интеллигентного пролетария. - Двадцатилетним юношей покинул "отчий" дом, он познакомился с такими условиями борьбы за существование, каких до него не видел ни один из корифеев "дворянской" литературы начала XIX столетия. Добывая скудный заработок, а часто оставаясь без копейки в кармане, он скитался по "петербургским углам", постоянно рискуя быть выброшенным, как из машины винт негодный, за борт жизни, "голодал подолгу". "Голодный труд", его "попутчик лукавый", заставил его подойти к "низам" жизни, заставил его взглянуть на мир сквозь призму трезвого реализма, задуматься над вопросом о богатстве и бедности,
Стр.1