Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638383)
Контекстум
Электро-2024

"Проповедник ""живого дела"" (Памяти И.А. Гончарова)"

0   0
Первый авторШулятиков Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID10569
Аннотация"Критические этюды. ""Курьер"", 1901, No 257."
Кому рекомендованоКритика
Шулятиков, В.М. "Проповедник ""живого дела"" (Памяти И.А. Гончарова)" : Статья / В.М. Шулятиков .— : [Б.и.], 1901 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10569 (дата обращения: 11.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Шулятиков ПРОПОВЕДНИК "ЖИВОГО ДЕЛА" Памяти И.А. <...> Гончарова "Курьер", 1901 г., No 257 В своих "Русских ночах" князь Владимир Одоевский. <...> Наступает "век смерти поэзии" - горько жаловался он, - общество заражается грубым "материализмом", в душе современного человека глохнут благие порывы. <...> Исчезают стремлении я ко всему возвышенному и прекрасному, ко всему бескорыстному и благородному; современный человек начинает жить одними узко эгоистическими расчетами, начинает оценивать все с точки зрения выгоды и холодного разума, начинает исповедовать религию "улитаризма"; он старается "закопать в землю, законопатить хлопчатой бумагой, залить дегтем и салом" все "бесполезные" порывы души; он становится поразительно односторонним; душа его постепенно обращается в машину, в которой много колес и много винтов, но нет ни капли жизни; односторонний материализм - есть смертоносный "яд современного общества и тайная причина всех жалоб, смут и недоразумений". <...> И мечтатель - идеалист, автор "Русских ночей" с неподдельным ужасом встречал появление на горизонте русской общественной жизни "нового человека" - практического дельца, усвоившего себе привычки и правила поведения западно-европейских промышленников и купцов, сумевшего изгнать совершенно из своего сердца все "бесполезные" чувства и порывы, обратившего в настоящего "человекамашину". <...> Он спешил положить клеймо позора на этого "человека-машину", старался всеми силами возбудить презрение к нему, унизить его, сделать жалким в глазах современников. <...> Он предсказывал неисчислимые бедствия и даже гибель обществу, если оно окончательно увлечется "человеком-машиной", признает его своим высоким идеалом. <...> В лице князя Одоевского говорил убежденный представитель романтизма...Но дни романтизма была посчитаны. <...> Предостережения автора "Русских ночей" не произвели желаемого впечатления на общество. <...> Прошло несколько лет с того <...>
Проповедник_живого_дела_(Памяти_И.А._Гончарова).pdf
Владимир Шулятиков ПРОПОВЕДНИК "ЖИВОГО ДЕЛА" Памяти И.А. Гончарова "Курьер", 1901 г., No 257 В своих "Русских ночах" князь Владимир Одоевский. На заре "сороковых годов", отмечал приближение новой эры русской жизни. Наступает "век смерти поэзии" - горько жаловался он, - общество заражается грубым "материализмом", в душе современного человека глохнут благие порывы. Исчезают стремлении я ко всему возвышенному и прекрасному, ко всему бескорыстному и благородному; современный человек начинает жить одними узко эгоистическими расчетами, начинает оценивать все с точки зрения выгоды и холодного разума, начинает исповедовать религию "улитаризма"; он старается "закопать в землю, законопатить хлопчатой бумагой, залить дегтем и салом" все "бесполезные" порывы души; он становится поразительно односторонним; душа его постепенно обращается в машину, в которой много колес и много винтов, но нет ни капли жизни; односторонний материализм - есть смертоносный "яд современного общества и тайная причина всех жалоб, смут и недоразумений". И мечтатель - идеалист, автор "Русских ночей" с неподдельным ужасом встречал появление на горизонте русской общественной жизни "нового человека" - практического дельца, усвоившего себе привычки и правила поведения западно-европейских промышленников и купцов, сумевшего изгнать совершенно из своего сердца все "бесполезные" чувства и порывы, обратившего в настоящего "человекамашину". Он спешил положить клеймо позора на этого "человека-машину", старался всеми силами возбудить презрение к нему, унизить его, сделать жалким в глазах современников. Он предсказывал неисчислимые бедствия и даже гибель обществу, если оно окончательно увлечется "человеком-машиной", признает его своим высоким идеалом. В лице князя Одоевского говорил убежденный представитель романтизма...Но дни романтизма была посчитаны. Предостережения автора "Русских ночей" не произвели желаемого впечатления на общество. Прошло несколько лет с того момента, как они были высказаны: общество не только не думало отвертываться от ненавистного романтикам-мечтателям "нового человека", но только не проникалось чувством ужаса и презрения к эгоистической морали и "грубо-материалистическому миросозерцанию этого "нового человека" - напротив, оно обнаруживало все большую и большую склонность возводить его в свои кумиры. На страницах самого прогрессивного из существующих тогда журналов появилась повесть, автор которой определенно и решительно становился на сторону "нового человека". Он выводил в своем произведении сцену прямолинейного утилитариста, англомана-заводчика и бюрократа и на примере этого утилитариста выясняет, какими неоценимыми совершенствами наделены "новые люди", по сравнению с "прекраснодушными" идеалистами. Он старался шаг за шагом опрокинуть все предпосылки романтизма. Он доказывал, что причина "всех недоумений" кроется вовсе не в увлечении односторонним материализмом, а как раз напротив, в особенностях романтического взгляда на жизнь, в преувеличенной оценке значения чувства, которую допускали романтики. "Как жаль, - говорит он, доказывая свою мысль, - что от фальшивого взгляда на жизнь гибнет много дарований в пустых бесплодных мечтах, в напрасных стремлениях. Самолюбие, мечтательность, преждевременное развитие сердечных склонностей и неподвижность ума, с неизбежным последствием - ленью- вот причина зла". Он старался показать, какой вред приносят для современного человека восторженные мечты о "вечной" романтической любви, о "вечной" романтической дружбе, о "нечеловечески-величественных" страданиях и подвигах, о "титанических" страстях, о бурном, доступном лишь для избранников судьбы, счастье; он убеждает читателей, насколько призрачны и ненадежны все "неукротимые" порывы к чему-то недосягаемо высокому и великому. Взамен разрушенных "иллюзий", он ставил легко осуществимые требования: мечтательности и склонности к созерцательной жизни - он противополагал идеал практической деятельности и энергии, романтической любви - идеал расчетливого брака, романтической дружбе - общение с "нужными" людьми, экзальтированному альтруизму и разумный эгоизм, нечеловечески-величественным подвигам - работу на самом прозаическом поприще, - заботы о достижении материальных благ. В итоге получился идеал человека, строго уравновешенного, искусно дисциплинировавшего свою собственную натуру, умеющего с величайшим тактом управлять малейшими душевными движениями, подавившего в себе все "бесполезные" стремления и порывы, прекрасно приспособленного к жизни, одушевленного, неослабленной энергией. С правильностью часового
Стр.1