Владимир Шулятиков
ПРОПОВЕДНИК "ЖИВОГО ДЕЛА"
Памяти И.А. Гончарова
"Курьер", 1901 г., No 257
В своих "Русских ночах" князь Владимир Одоевский. На заре "сороковых годов", отмечал
приближение новой эры русской жизни. Наступает "век смерти поэзии" - горько жаловался он, - общество
заражается грубым "материализмом", в душе современного человека глохнут благие порывы. Исчезают
стремлении я ко всему возвышенному и прекрасному, ко всему бескорыстному и благородному;
современный человек начинает жить одними узко эгоистическими расчетами, начинает оценивать все с
точки зрения выгоды и холодного разума, начинает исповедовать религию "улитаризма"; он старается
"закопать в землю, законопатить хлопчатой бумагой, залить дегтем и салом" все "бесполезные" порывы
души; он становится поразительно односторонним; душа его постепенно обращается в машину, в которой
много колес и много винтов, но нет ни капли жизни; односторонний материализм - есть смертоносный "яд
современного общества и тайная причина всех жалоб, смут и недоразумений".
И мечтатель - идеалист, автор "Русских ночей" с неподдельным ужасом встречал появление на
горизонте русской общественной жизни "нового человека" - практического дельца, усвоившего себе
привычки и правила поведения западно-европейских промышленников и купцов, сумевшего изгнать
совершенно из своего сердца все "бесполезные" чувства и порывы, обратившего в настоящего "человекамашину".
Он спешил положить клеймо позора на этого "человека-машину", старался всеми силами
возбудить презрение к нему, унизить его, сделать жалким в глазах современников.
Он предсказывал неисчислимые бедствия и даже гибель обществу, если оно окончательно
увлечется "человеком-машиной", признает его своим высоким идеалом.
В лице князя Одоевского говорил убежденный представитель романтизма...Но дни романтизма
была посчитаны. Предостережения автора "Русских ночей" не произвели желаемого впечатления на
общество. Прошло несколько лет с того момента, как они были высказаны: общество не только не думало
отвертываться от ненавистного романтикам-мечтателям "нового человека", но только не проникалось
чувством ужаса и презрения к эгоистической морали и "грубо-материалистическому миросозерцанию
этого "нового человека" - напротив, оно обнаруживало все большую и большую склонность возводить его
в свои кумиры.
На страницах самого прогрессивного из существующих тогда журналов появилась повесть, автор
которой определенно и решительно становился на сторону "нового человека".
Он выводил в своем произведении сцену прямолинейного утилитариста, англомана-заводчика и
бюрократа и на примере этого утилитариста выясняет, какими неоценимыми совершенствами наделены
"новые люди", по сравнению с "прекраснодушными" идеалистами. Он старался шаг за шагом опрокинуть
все предпосылки романтизма. Он доказывал, что причина "всех недоумений" кроется вовсе не в
увлечении односторонним материализмом, а как раз напротив, в особенностях романтического взгляда на
жизнь, в преувеличенной оценке значения чувства, которую допускали романтики.
"Как жаль, - говорит он, доказывая свою мысль, - что от фальшивого взгляда на жизнь гибнет
много дарований в пустых бесплодных мечтах, в напрасных стремлениях. Самолюбие, мечтательность,
преждевременное развитие сердечных склонностей и неподвижность ума, с неизбежным последствием -
ленью- вот причина зла".
Он старался показать, какой вред приносят для современного человека восторженные мечты о
"вечной" романтической любви, о "вечной" романтической дружбе, о "нечеловечески-величественных"
страданиях и подвигах, о "титанических" страстях, о бурном, доступном лишь для избранников судьбы,
счастье; он убеждает читателей, насколько призрачны и ненадежны все "неукротимые" порывы к чему-то
недосягаемо высокому и великому. Взамен разрушенных "иллюзий", он ставил легко осуществимые
требования: мечтательности и склонности к созерцательной жизни - он противополагал идеал
практической деятельности и энергии, романтической любви - идеал расчетливого брака, романтической
дружбе - общение с "нужными" людьми, экзальтированному альтруизму и разумный эгоизм,
нечеловечески-величественным подвигам - работу на самом прозаическом поприще, - заботы о
достижении материальных благ. В итоге получился идеал человека, строго уравновешенного, искусно
дисциплинировавшего свою собственную натуру, умеющего с величайшим тактом управлять малейшими
душевными движениями, подавившего в себе все "бесполезные" стремления и порывы, прекрасно
приспособленного к жизни, одушевленного, неослабленной энергией. С правильностью часового
Стр.1