УДК 330.4
ББК 65в631
С24
С24
Свешников, Сергей Викторович.
Основы нечеткой технологии и примеры решения аналитических задач
в государстве и бизнесе / С. В. Свешников, В. П. Бочарников. — 2-е изд.,
эл. — 1 файл pdf : 409 с. — Москва : ДМК Пресс, 2023. — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN
978-5-89818-526-8
Сегодня несоответствие между теорией и практикой решения аналитических
проблем становится все более очевидным. С одной стороны, совершенство методов
решения прикладных задач, в том числе и нечеткой технологии, повышается каждый
год. С другой — большинство аналитиков предпочитает использовать описания систем
и процессов с помощью теории вероятностей и нечетких множеств. Возможности
новых методов остаются без внимания. В этой книге мы кратко описали наш
взгляд на один из элементов нечеткой технологии, в частности на использование
нечетких мер в принципиально новых алгоритмах решения типовых задач оценки,
классификации и прогноза. Мы рассмотрели в деталях несколько моделей аналитических
задач с примерами из нашей практики, включая два консалтинговых отчета
по исследованию рынков. В конце книги мы кратко описали программное обеспечение,
которое использовалось при решении этих задач. Книга может быть полезной
для специалистов в области анализа сложных систем, проектов, оценки и
прогноза экономических и социальных процессов. Книга также может быть полезна
для студентов высших учебных заведений, обучающихся соответствующим специальностям.
УДК
330.4
ББК 65в631
Электронное издание на основе печатного издания: Основы нечеткой технологии и примеры
решения аналитических задач в государстве и бизнесе / С. В. Свешников, В. П. Бочарников. —
Москва : ДМК Пресс, 2014. — 408 с. — ISBN 978-5-94074-956-1. — Текст : непосредственный.
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было
форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но поскольку вероятность технических
ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность
приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные
с использованием книги.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами
защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN
978-5-89818-526-8
© Свешников С. В., Бочарников В. П., 2014
© Оформление, издание, ДМК Пресс, 2014
Стр.3
Содержание
Введение ........................................................................................ 7
Глава 1. Основы решения аналитических задач .......... 10
1.1. Аналитические задачи: природа и классификация ................. 11
Природа аналитических задач ................................................ 13
Классификация аналитических задач ..................................... 15
1.2. Нечеткая технология: математические инструменты
и алгоритмы ........................................................................... 24
Почему мы предлагаем использовать именно нечеткую
технологию?........................................................................... 24
Что такое нечеткая технология? ............................................. 29
Математические инструменты: нечеткие множества
и нечеткие меры ..................................................................... 29
Использование математических инструментов
для обработки неопределенности .......................................... 39
Основные приемы использования математических
инструментов для решения аналитических задач ................... 42
1.3. Организационная модель решения аналитических задач:
ситуационный центр .............................................................. 52
Ситуационный центр, его основные компоненты .................... 53
Организационная модель ситуационного центра
для анализа информационно-психологического
пространства ......................................................................... 60
Глава 2. Задачи анализа внешних
политико-экономических и социальных условий ....... 63
2.1. Оценка риска международных политико-экономических
отношений страны ................................................................. 64
Преамбула ............................................................................. 64
Концепция решения задачи.................................................... 67
Сопряженные задачи оценки риска ........................................ 69
Структура модели .................................................................. 71
Оценка напряженности международных отношений
Украины в 2007 г. .................................................................... 77
Заключение............................................................................ 87
2.2. Анализ и прогноз международной
политико-экономической конкуренции .................................. 87
Преамбула ............................................................................. 88
Ключевые термины и шкалы ................................................... 90
Концепция анализа конкуренции ........................................... 98
Структура комплекса моделей ............................................. 101
Стр.4
4
Содержание
Оценка политико-экономической конкуренции
в нефтяной отрасли стран европейского
и среднеазиатского региона ............................................... 113
Анализ совместного отношения Украины и других ПЭС
к изменению ситуации в нефтегазовой отрасли стран
европейского и среднеазиатского региона ......................... 157
Заключение.......................................................................... 162
2.3. Мониторинг и управление информационным
пространством ..................................................................... 164
Преамбула ........................................................................... 164
Ключевые термины .............................................................. 166
Аналитические задачи по контролю и управлению
информационным пространством ........................................ 170
Задача выявления недружественных информационных
воздействий ......................................................................... 175
Концепция решения задачи.................................................. 176
Структура модели ................................................................ 179
Математическое описание модели ...................................... 185
Анализ возможности информационного воздействия
на русскоязычное национальное меньшинство во время
последнего тура президентских выборов в Украине
в 2005 г. ................................................................................ 189
Заключение.......................................................................... 191
Глава 3. Задачи управления: управление
ликвидностью и бюджетирование ................................... 193
3.1. Управление быстрой ликвидностью на основе
событийного прогнозирования финансовых индексов ......... 194
Преамбула ........................................................................... 195
Концепция прогнозирования ................................................ 200
Идея модели ........................................................................ 204
Математическая модель ...................................................... 207
Прогнозирование украинского фондового индекса ПФТС .... 214
Прогнозирование курсов валют EUR/USD на рынке Forex ..... 216
Прогнозирование курсов валют UAH/USD на рынке Forex ..... 218
Прогнозирование ставок межбанковского кредитования
KievPrime .............................................................................. 219
Прогнозирование котировок евробондов
«Украина 2015 EUR» ............................................................. 228
Заключение.......................................................................... 232
3.2. Прогнозирование налоговых поступлений при бюджетном
планировании ...................................................................... 233
Преамбула ........................................................................... 233
Идея модели ........................................................................ 234
Стр.5
Содержание
5
Структура модели ................................................................ 244
Результаты расчетов ............................................................ 253
Заключение.......................................................................... 256
Глава 4. Формирование маркетинговых
стратегий .................................................................................... 258
4.1. Комплекс моделей для формирования маркетинговых
стратегий ............................................................................. 260
Преамбула ........................................................................... 260
Аналитические задачи формирования маркетинговых
стратегий ............................................................................. 263
Концепция построения комплекса моделей ......................... 269
Структура моделей .............................................................. 275
Алгоритм использования комплекса моделей
для формирования маркетинговых стратегий ...................... 289
Заключение.......................................................................... 291
4.2. Оценка эффективности начала и реализации нового вида
страхования ......................................................................... 293
Ключевые выводы ................................................................ 294
Условия выполнения проекта ............................................... 296
Комплекс маркетинговых стратегий компании ..................... 298
Итоговые предложения ........................................................ 300
Общий финансовый план ..................................................... 301
Показатели страховой статистики ........................................ 302
4.2.1. Приложение А. Исходные данные и ограничения ........ 303
4.2.2. Приложение Б. Структурная схема исследований ....... 308
4.2.3. Приложение В. Исследование условий выполнения
проекта ................................................................................ 310
4.2.4. Приложение Г. Комплекс маркетинговых стратегий .... 330
4.2.5. Приложение Д. Формулы расчета показателей
страховой статистики ........................................................... 346
4.3. Оценка эффективности начала и реализации проекта
по производству сельскохозяйственной продукции ............. 347
Пункт 1. Оценка риска проекта с точки зрения кредитора ..... 348
Пункт 2. Оценка риска проекта с точки зрения
распорядителя ..................................................................... 355
4.3.1. Приложение А. Структура модели оценки
кредитного риска ................................................................. 363
4.3.2. Приложение Б. Критические параметры проекта ........ 367
Глава 5. Краткое описание программных
продуктов нечеткой технологии ....................................... 371
5.1. Expert Professional Master ..................................................... 372
Назначение .......................................................................... 372
Стр.6
6
Содержание
Структура решения аналитических задач в ExPro ................. 373
Эталон идеального объекта и реальные объекты.................. 374
Имитационная модель ......................................................... 376
Внешние факторы ................................................................ 377
Внутренние факторы ............................................................ 378
Источники данных ................................................................ 380
Модуль отображения результатов решения ExPro Reporter .... 382
Групповая работа пользователей ......................................... 382
5.2. Expert Professional Master Forecast ....................................... 384
Назначение .......................................................................... 384
Концепция Forecast .............................................................. 384
Оценка событий ................................................................... 385
Анализ индекса .................................................................... 387
Групповая работа ................................................................. 391
5.3. Fuzzy for Excel ....................................................................... 392
Назначение .......................................................................... 392
Функции Fuzzy for Excel ........................................................ 392
Инструменты Fuzzy for Excel ................................................. 393
5.4. Fuzzy Planner ........................................................................ 396
Назначение .......................................................................... 396
Информационная структура Planner ..................................... 397
Список использованной литературы .............................. 401
Предметный указатель ......................................................... 406
Стр.7