УДК 316.354(075)
ББК 60.55-3я73
П56
Рецензенты:
Шевченко Б. И. — д-р экон. наук, проф.
(Российский государственный гуманитарный университет);
Лысаков Н. Д. — д-р психол. наук, проф. (Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет))
Рассмотрено и рекомендовано к изданию Ученым советом
Института международных экономических связей
(протокол № 02 от 29.09.2022 года)
Понуждаев, Э. А.
П65 Организационное поведение (курс лекций, практикум, тесты) : учебное
пособие / Э. А. Понуждаев, И. Б. Выпряжкина, Н. Ю. Марошина, Т. А. Бадикова. —
Москва : Директ-Медиа, 2023. — 376 с.
ISBN 978-5-4499-3376-8
Учебное пособие содержит материал для освоения завершающей части модуля
«Теория менеджмента» и является «снятием» триады предшествующих ей дисциплин:
«История управленческой мысли», «Основы менеджмента», «Теория организации».
В современных программах подготовки бакалавров и магистров проблематика организационного
поведения (ОП) изучается как автономно, так и в рамках объединенного
с теорией организации курса. По этой причине важно иметь в виду ключевые
различия между этими смежными, взаимосвязанными сферами.
Теория организации (=Organization Theory, ОТ) — «фундаментальная» наука и
управленческая дисциплина, раскрывающая общие алгоритмы создания и эффективного
развития организаций; она сфокусирована на анализе системы законов и принципов
организации, многообразия организационно-управленческих структур и ключевых
элементов организационной (корпоративной) культуры.
Организационное поведение (=Organizational behavior, ОВ) — «ментальная» наука и
дисциплина, в результате освоения которой формируется системное видение групповых
процессов и явлений, а также вырабатывается и совершенствуется индивидуальный
управленческий стиль.
На корпоративном уровне практическое решение задач, относящихся к обеим сферам,
способствует (а) встраиванию компании во внешнюю среду, обретению своего места
в ней и (б) сплочению трудового коллектива, созданию эффективной команды
единомышленников. В этой связи необходимо указать на исключительную важность
овладения современными инструментами управления внутригрупповыми процессами
и явлениями.
Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям «Менеджмент»,
«Государственное и муниципальное управление», «Экономика» и др.
УДК 316.354(075)
ББК 60.55-3я73
ISBN 978-5-4499-3376-8 © Коллектив авторов, текст, 2023
© Издательство «Директ-Медиа», макет, оформление, 2023
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Об авторах ............................................................................................................................................................... 6
Введение................................................................................................................................................................... 9
Часть первая. Курс лекций...........................................................................................................................11
Раздел I. Введение в организационное поведение .................................................................11
Глава 1. Организационное поведение в системе научного знания .......................11
1.1. ОП как междисциплинарная область научных исследований ..................11
1.2. ОП как учебная дисциплина ..........................................................................................27
1.3. Из книги Платона «Государство» (IV в. до н. э.) .................................................30
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ........................................34
Глава 2. Организационно-управленческая деятельность: призвание,
профессия, искусство ........................................................................................................................35
2.1. Менеджер как стратег, тактик и оператор ...........................................................35
2.2. Менеджер как методолог, технолог и методист ...............................................40
2.3. Из книги Льва VI Мудрого «Тактика» (886–912 гг.) ........................................45
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ........................................49
Глава 3. Противоречия, тенденции и перспективы развития
организаций ...........................................................................................................................................50
3.1. Современный мир как организация: стратификация,
миграция, смысл жизни, демократия ...............................................................................50
3.2. Индустрия 4.0 и новые организационно-управленческие
реалии .................................................................................................................................................54
3.3. Из книги А. Барда и Я. Зодерквиста «Netoкратия» (2000 г.) .......................62
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ........................................64
Раздел II. Организационные отношения ......................................................................................66
Глава 4. Личность и общество .....................................................................................................66
4.1. Психология и социология личности: общее и особенное ............................66
4.2. Личность в социуме: ГСФ-концепция ......................................................................70
4.3. Из книги А. Маслоу «Мотивация и личность» (1970 г.) ................................74
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ........................................77
Глава 5. Группа в организации ....................................................................................................78
5.1. Понятие группы и классификация групп ..............................................................78
5.2. Особенности развития малых групп, команд и коллективов ...................80
5.3. Из книги Э. Дюркгейма «О разделении общественного
труда» (1902 г.) ..............................................................................................................................85
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ........................................87
Глава 6. Организация в обществе ..............................................................................................88
6.1. «Вызовы» современным организациям: динамизм внешней
среды и глобальная неустойчивость ................................................................................88
6.2. «Ответы» современных организаций: кросс-культурный
менеджмент и корпоративная социальная ответственность ...........................93
3
Стр.4
6.3. Из книги Н. Н. Талеба «Антихрупкость. Как извлечь выгоду
из хаоса» (2012 г.) ..................................................................................................................... 106
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 111
Раздел III. Организационные процессы ..................................................................................... 116
Глава 7. Власть и управленческие решения ..................................................................... 116
7.1. Власть как социальный феномен и инструмент глобального
управления ................................................................................................................................... 116
7.2. Особенности разработки и принятия организационноуправленческих
решений ..................................................................................................... 123
7.3. Из книги Г. Меттана «Растерянный континент» (2021 г.) ....................... 132
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 136
Глава 8. Информация и коммуникации ............................................................................... 138
8.1. «Информация-и-знание» как базис управленческой
деятельности ............................................................................................................................... 138
8.2. Деловые коммуникации и коммуникабельность менеджера ................ 143
8.3. Из книги М. Свон «Блокчейн: схема новой экономики»
(2015 г.) ........................................................................................................................................... 148
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 152
Глава 9. Мотивация и лидерство ............................................................................................. 154
9.1. Мотивация как прикладная функция менеджмента ................................... 154
9.2. Лидерство в организациях: буква и дух
(“leadership” & “leading”) ........................................................................................................ 161
9.3. Из книги И. Манна «Арифметика маркетинга для первых
лиц» (2010 г.) ............................................................................................................................... 169
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 171
Глава 10. Управление организационными изменениями ........................................ 174
10.1. Вместо введения, или знакомство с «Монстром перемен» ................... 174
10.2. Change management: теоретико-методологические основы ................ 176
10.3. Классификация организационных изменений ............................................ 182
10.4. Сопротивление изменениям в организациях: основные
причины, способы преодоления и профилактики ................................................ 184
10.5. Из книги Дж. Твенге «Поколение i» (2017 г.)................................................. 187
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития .................................... 192
Глава 11. Управление организационными конфликтами ........................................ 194
11.1. Основы конфликтологии: теория и методология ...................................... 194
11.2. Особенности управления конфликтами в малых группах .................... 202
11.3. Из книги И. Рызова «Кремлевская школа переговоров»
(2017 г.) ........................................................................................................................................... 208
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 211
Глава 12. Персональный менеджмент и самоменеджмент ..................................... 214
12.1. К вопросу о синонимичности понятий «персональный
менеджмент» и «самоменеджмент» ............................................................................... 214
12.2. Теоретико-методологические основы самоменеджмента .................... 217
4
Стр.5
12.3. Методика саморазвития менеджера
(концепция Тома Бойделла) ............................................................................................... 219
12.4. Из книги М. Кантора «Чертополох и терн. Возрождение
Возрождения» (2021 г.) ......................................................................................................... 222
Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 226
Часть вторая. Практикум ........................................................................................................................... 229
Тема 1. Организационное поведение в системе научного знания ............................. 230
Тема 2. Организационно-управленческая деятельность: призвание,
профессия, искусство ............................................................................................................................ 232
Тема 3. Противоречия, тенденции и перспективы развития
организаций ............................................................................................................................................... 235
Тема 4. Личность и общество ........................................................................................................... 236
Тема 5. Группа в организации.......................................................................................................... 239
Тема 6. Организация в обществе .................................................................................................... 241
Тема 7. Власть и управленческие решения .............................................................................. 245
Тема 8. Информация и коммуникации ....................................................................................... 247
Тема 9. Мотивация и лидерство ..................................................................................................... 250
Тема 10. Управление организационными изменениями ................................................ 251
Тема 11. Управление организационными конфликтами ................................................ 254
Тема 12. Персональный менеджмент и самоменеджмент .............................................. 258
Часть третья. Тесты ...................................................................................................................................... 263
Заключение ....................................................................................................................................................... 287
Приложение (психологический инструментарий) .................................................................... 288
1. Личностный опросник Г. Ю. Айзенка (типы темперамента) .................................... 288
2. Тест К. Леонгарда — Г. Шмишека (типы акцентуаций личности) ........................ 291
3. Психогеометрический тест С. Деллингер (адаптация А. А. Алексеева,
Л. А. Громовой) ......................................................................................................................................... 297
4. Тест «Родитель — Взрослый — Ребенок» Э. Берна ........................................................ 306
5. Диагностика склонности к определенному стилю руководства
(методика Е. П. Ильина) ...................................................................................................................... 307
6. Диагностика интерактивной направленности личности
(методика Н. Е. Щурковой, модификация Н. П. Фетискина) .......................................... 310
7. Тест К. Томаса — Р. Килманна (типы поведения в конфликте) ............................. 315
8. Персональная визуально-ассоциативная оценка эмоциональных
состояний (методика Н. П. Фетискина, модификация Э. А. Понуждаева) .............. 318
Библиографический список ..................................................................................................................... 321
Примечания ....................................................................................................................................................... 334
Стр.6