Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

Организационное поведение (курс лекций, практикум, тесты) : учебное пособие (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторПонуждаев
АвторыБадикова Т.А.
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц377
ID836397
АннотацияУчебное пособие содержит материал для освоения завершающей части модуля «Теория менеджмента» и является «снятием» триады предшествующих ей дисциплин: «История управленческой мысли», «Основы менеджмента», «Теория организации». В современных программах подготовки бакалавров и магистров проблематика организационного поведения (ОП) изучается как автономно, так и в рамках объединенного с теорией организации курса. По этой причине важно иметь в виду ключевые различия между этими смежными, взаимосвязанными сферами. Теория организации (=Organization Theory, ОТ) — «фундаментальная» наука и управленческая дисциплина, раскрывающая общие алгоритмы создания и эффективного развития организаций, она сфокусирована на анализе системы законов и принципов организации, многообразия организационно-управленческих структур и ключевых элементов организационной (корпоративной) культуры. Организационное поведение (=Organizational behavior, ОВ) — «ментальная» наука и дисциплина, в результате освоения которой формируется системное видение групповых процессов и явлений, а также вырабатывается и совершенствуется индивидуальный управленческий стиль. На корпоративном уровне практическое решение задач, относящихся к обеим сферам, способствует (а) встраиванию компании во внешнюю среду, обретению своего места в ней и (б) сплочению трудового коллектива, созданию эффективной команды единомышленников. В этой связи необходимо указать на исключительную важность овладения современными инструментами управления внутригрупповыми процессами и явлениями. Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика» и др.
ISBN978-5-4499-3376-8
Понуждаев, Э.А. Организационное поведение (курс лекций, практикум, тесты) : учебное пособие / Т.А. Бадикова; Э.А. Понуждаев .— Москва : Директ-Медиа, 2023 .— 377 с. — ISBN 978-5-4499-3376-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/836397 (дата обращения: 02.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Организационное_поведение_(курс_лекций,_практикум,_тесты)__учебное_пособие.pdf
УДК 316.354(075) ББК 60.55-3я73 П56 Рецензенты: Шевченко Б. И. — д-р экон. наук, проф. (Российский государственный гуманитарный университет); Лысаков Н. Д. — д-р психол. наук, проф. (Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)) Рассмотрено и рекомендовано к изданию Ученым советом Института международных экономических связей (протокол № 02 от 29.09.2022 года) Понуждаев, Э. А. П65 Организационное поведение (курс лекций, практикум, тесты) : учебное пособие / Э. А. Понуждаев, И. Б. Выпряжкина, Н. Ю. Марошина, Т. А. Бадикова. — Москва : Директ-Медиа, 2023. — 376 с. ISBN 978-5-4499-3376-8 Учебное пособие содержит материал для освоения завершающей части модуля «Теория менеджмента» и является «снятием» триады предшествующих ей дисциплин: «История управленческой мысли», «Основы менеджмента», «Теория организации». В современных программах подготовки бакалавров и магистров проблематика организационного поведения (ОП) изучается как автономно, так и в рамках объединенного с теорией организации курса. По этой причине важно иметь в виду ключевые различия между этими смежными, взаимосвязанными сферами. Теория организации (=Organization Theory, ОТ) — «фундаментальная» наука и управленческая дисциплина, раскрывающая общие алгоритмы создания и эффективного развития организаций; она сфокусирована на анализе системы законов и принципов организации, многообразия организационно-управленческих структур и ключевых элементов организационной (корпоративной) культуры. Организационное поведение (=Organizational behavior, ОВ) — «ментальная» наука и дисциплина, в результате освоения которой формируется системное видение групповых процессов и явлений, а также вырабатывается и совершенствуется индивидуальный управленческий стиль. На корпоративном уровне практическое решение задач, относящихся к обеим сферам, способствует (а) встраиванию компании во внешнюю среду, обретению своего места в ней и (б) сплочению трудового коллектива, созданию эффективной команды единомышленников. В этой связи необходимо указать на исключительную важность овладения современными инструментами управления внутригрупповыми процессами и явлениями. Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика» и др. УДК 316.354(075) ББК 60.55-3я73 ISBN 978-5-4499-3376-8 © Коллектив авторов, текст, 2023 © Издательство «Директ-Медиа», макет, оформление, 2023
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Об авторах ............................................................................................................................................................... 6 Введение................................................................................................................................................................... 9 Часть первая. Курс лекций...........................................................................................................................11 Раздел I. Введение в организационное поведение .................................................................11 Глава 1. Организационное поведение в системе научного знания .......................11 1.1. ОП как междисциплинарная область научных исследований ..................11 1.2. ОП как учебная дисциплина ..........................................................................................27 1.3. Из книги Платона «Государство» (IV в. до н. э.) .................................................30 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ........................................34 Глава 2. Организационно-управленческая деятельность: призвание, профессия, искусство ........................................................................................................................35 2.1. Менеджер как стратег, тактик и оператор ...........................................................35 2.2. Менеджер как методолог, технолог и методист ...............................................40 2.3. Из книги Льва VI Мудрого «Тактика» (886–912 гг.) ........................................45 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ........................................49 Глава 3. Противоречия, тенденции и перспективы развития организаций ...........................................................................................................................................50 3.1. Современный мир как организация: стратификация, миграция, смысл жизни, демократия ...............................................................................50 3.2. Индустрия 4.0 и новые организационно-управленческие реалии .................................................................................................................................................54 3.3. Из книги А. Барда и Я. Зодерквиста «Netoкратия» (2000 г.) .......................62 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ........................................64 Раздел II. Организационные отношения ......................................................................................66 Глава 4. Личность и общество .....................................................................................................66 4.1. Психология и социология личности: общее и особенное ............................66 4.2. Личность в социуме: ГСФ-концепция ......................................................................70 4.3. Из книги А. Маслоу «Мотивация и личность» (1970 г.) ................................74 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ........................................77 Глава 5. Группа в организации ....................................................................................................78 5.1. Понятие группы и классификация групп ..............................................................78 5.2. Особенности развития малых групп, команд и коллективов ...................80 5.3. Из книги Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1902 г.) ..............................................................................................................................85 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ........................................87 Глава 6. Организация в обществе ..............................................................................................88 6.1. «Вызовы» современным организациям: динамизм внешней среды и глобальная неустойчивость ................................................................................88 6.2. «Ответы» современных организаций: кросс-культурный менеджмент и корпоративная социальная ответственность ...........................93 3
Стр.4
6.3. Из книги Н. Н. Талеба «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» (2012 г.) ..................................................................................................................... 106 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 111 Раздел III. Организационные процессы ..................................................................................... 116 Глава 7. Власть и управленческие решения ..................................................................... 116 7.1. Власть как социальный феномен и инструмент глобального управления ................................................................................................................................... 116 7.2. Особенности разработки и принятия организационноуправленческих решений ..................................................................................................... 123 7.3. Из книги Г. Меттана «Растерянный континент» (2021 г.) ....................... 132 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 136 Глава 8. Информация и коммуникации ............................................................................... 138 8.1. «Информация-и-знание» как базис управленческой деятельности ............................................................................................................................... 138 8.2. Деловые коммуникации и коммуникабельность менеджера ................ 143 8.3. Из книги М. Свон «Блокчейн: схема новой экономики» (2015 г.) ........................................................................................................................................... 148 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 152 Глава 9. Мотивация и лидерство ............................................................................................. 154 9.1. Мотивация как прикладная функция менеджмента ................................... 154 9.2. Лидерство в организациях: буква и дух (“leadership” & “leading”) ........................................................................................................ 161 9.3. Из книги И. Манна «Арифметика маркетинга для первых лиц» (2010 г.) ............................................................................................................................... 169 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 171 Глава 10. Управление организационными изменениями ........................................ 174 10.1. Вместо введения, или знакомство с «Монстром перемен» ................... 174 10.2. Change management: теоретико-методологические основы ................ 176 10.3. Классификация организационных изменений ............................................ 182 10.4. Сопротивление изменениям в организациях: основные причины, способы преодоления и профилактики ................................................ 184 10.5. Из книги Дж. Твенге «Поколение i» (2017 г.)................................................. 187 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития .................................... 192 Глава 11. Управление организационными конфликтами ........................................ 194 11.1. Основы конфликтологии: теория и методология ...................................... 194 11.2. Особенности управления конфликтами в малых группах .................... 202 11.3. Из книги И. Рызова «Кремлевская школа переговоров» (2017 г.) ........................................................................................................................................... 208 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 211 Глава 12. Персональный менеджмент и самоменеджмент ..................................... 214 12.1. К вопросу о синонимичности понятий «персональный менеджмент» и «самоменеджмент» ............................................................................... 214 12.2. Теоретико-методологические основы самоменеджмента .................... 217 4
Стр.5
12.3. Методика саморазвития менеджера (концепция Тома Бойделла) ............................................................................................... 219 12.4. Из книги М. Кантора «Чертополох и терн. Возрождение Возрождения» (2021 г.) ......................................................................................................... 222 Вопросы и задания для самоконтроля и саморазвития ..................................... 226 Часть вторая. Практикум ........................................................................................................................... 229 Тема 1. Организационное поведение в системе научного знания ............................. 230 Тема 2. Организационно-управленческая деятельность: призвание, профессия, искусство ............................................................................................................................ 232 Тема 3. Противоречия, тенденции и перспективы развития организаций ............................................................................................................................................... 235 Тема 4. Личность и общество ........................................................................................................... 236 Тема 5. Группа в организации.......................................................................................................... 239 Тема 6. Организация в обществе .................................................................................................... 241 Тема 7. Власть и управленческие решения .............................................................................. 245 Тема 8. Информация и коммуникации ....................................................................................... 247 Тема 9. Мотивация и лидерство ..................................................................................................... 250 Тема 10. Управление организационными изменениями ................................................ 251 Тема 11. Управление организационными конфликтами ................................................ 254 Тема 12. Персональный менеджмент и самоменеджмент .............................................. 258 Часть третья. Тесты ...................................................................................................................................... 263 Заключение ....................................................................................................................................................... 287 Приложение (психологический инструментарий) .................................................................... 288 1. Личностный опросник Г. Ю. Айзенка (типы темперамента) .................................... 288 2. Тест К. Леонгарда — Г. Шмишека (типы акцентуаций личности) ........................ 291 3. Психогеометрический тест С. Деллингер (адаптация А. А. Алексеева, Л. А. Громовой) ......................................................................................................................................... 297 4. Тест «Родитель — Взрослый — Ребенок» Э. Берна ........................................................ 306 5. Диагностика склонности к определенному стилю руководства (методика Е. П. Ильина) ...................................................................................................................... 307 6. Диагностика интерактивной направленности личности (методика Н. Е. Щурковой, модификация Н. П. Фетискина) .......................................... 310 7. Тест К. Томаса — Р. Килманна (типы поведения в конфликте) ............................. 315 8. Персональная визуально-ассоциативная оценка эмоциональных состояний (методика Н. П. Фетискина, модификация Э. А. Понуждаева) .............. 318 Библиографический список ..................................................................................................................... 321 Примечания ....................................................................................................................................................... 334
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст