УДК 338.24
ББК 65.291.21
П99
Коллектив авторов:
Понуждаев Э. А., Алтухов В. В., Драгель А. А., Заикина Е. В.,
Родионова И. И., Соломатина Д. Р., Суворкина Ж. А.
50+ концепций современного менеджмента, или
П99
Настольная книга для начинающих менеджеров : монография /
Э. А. Понуждаев, В. В. Алтухов, А. А. Драгель [и др.]; под ред.
Э. А. Понуждаева. — Москва : Директ-Медиа, 2023. — 268 с.
ISBN 978-5-4499-3558-8
В эпоху стремительных перемен, затрагивающих все отрасли, сферы
жизнедеятельности и мир в целом, специалистам любой отрасли
приходится разрешать или хотя бы смягчать острые противоречия. Одна
из таких проблем связана с увеличением объема и разнообразия потоков
информации на фоне катастрофического дефицита времени для ее обработки,
систематизации, анализа и оценки с целью практического использования.
Предлагаемая
книга — это первый опыт и результат командной работы
участников магистерской программы «Деловое администрирование»
в стенах Московского областного филиала РАНХиГС при
Президенте РФ, попытка краткого обзора и популяризации наиболее
интересных и востребованных концепций современного менеджмента.
Монография адресована дипломированным менеджерам, начинающим
свою карьеру, и тем, кто, являясь студентом управленческих факультетов
и профилей, планирует и стремится быть успешным
руководителем.
УДК 338.24
ББК 65.291.21
ISBN 978-5-4499-3558-8 © Коллектив авторов, текст, 2023
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2023
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................................ 3
Введение ...................................................................................................... 5
Раздел I. Внешняя среда и устойчивое развитие ..................................... 9
1. Теория заинтересованных лиц (Р. Э. Фриман, 1984) ................... 13
2. Семь уровней устойчивого развития (Р. Барретт, 1998) .............. 18
3. Семь склонов «горы устойчивого развития»
(Р. Андерсен, 1999) ......................................................................... 22
4. От хорошего к великому (Дж. Коллинз, 2001) ............................. 25
5. Основание пирамиды (К. Прахалад, 2002) ................................... 27
6. От колыбели до колыбели (У. Макдонах
и М. Браунгарт, 2002) ..................................................................... 31
7. Принципы создания ценности при устойчивом развитии
(C. Харт и М. Мильштейн, 2003) .................................................. 35
8. Устойчивое развитие при множестве заинтересованных лиц
(Ф. Тромпенаарс и П. Воллиамс, 2010) ........................................ 38
9. Экономика пончика: семь способов мыслить как экономист
XXI века (К. Раворт, 2020) ............................................................. 41
Раздел II. Стратегический менеджмент .................................................. 46
10. 3К: компания, клиенты, конкуренция (К. Омае, 1975) .............. 47
11. Создание стратегии (Г. Минцберг, 1978) .................................... 50
12. Анализ «пяти сил» конкуренции (М. Портер, 1979) .................. 53
13. Модель 7S (Т. Питерс, Р. Уотерман, Ж. Филипс, 1980) ............ 57
14. SWOT-анализ (Х. Вайрих, 1982) .................................................. 61
15. Стратегический менеджмент и новая корпоративная
стратегия (И. Ансофф, 1989/1999) ............................................... 64
16. Ценностные дисциплины (М. Трейси и Ф. Вирсема, 1993) ...... 68
17. Стратегия «голубого океана» (Ч. Ким и Р. Моборн, 2005) ....... 71
18. Принцип «шкура на кону» (Н. Н. Талеб, 2018) .......................... 74
Раздел III. Бизнес-процессы и организационные изменения ................ 77
19. Теория адаптации — инновации (М. Киртон, 1976) .................. 80
20. Цепочка создания ценности (М. Портер, 1985) .......................... 83
21. Процесс предпринимательства (Дж. Тиммонс, 1977/1985) ...... 85
265
Стр.266
Оглавление
22. Система сбалансированных показателей
(Р. Каплан, Д. Нортон, 1992) ........................................................ 87
23. Реинжиниринг корпорации (М. Хаммер, Дж. Чампи, 1993) ..... 89
24. Подрывные инновации (К. Кристенсен, 1995) ........................... 97
25. Система сбалансированных показателей для
государственных и некоммерческих организаций
(П. Нивен, 2003) ............................................................................. 99
26. Универсальная система показателей деятельности
(Х. Рамперсад, 2003) ................................................................... 101
27. Обратные инновации (В. Говиндараджан, К. Тримбел,
2009/2012) .................................................................................... 104
Раздел IV. Маркетинговые коммуникации, позиционирование,
брендинг .................................................................................................. 106
28. Многоуровневая модель товара (Ф. Котлер, 1975) .................. 107
29. Общее восприятие качества (К. Грёнроос, 1984) ..................... 109
30. Удовлетворенность потребителей (Н. Кано, 1984) .................. 111
31. Розничные продажи, репутация, отношения, 3R
(К. М. Сторм, 1987) ...................................................................... 114
32. Капитал бренда (Д. Аакер, 1991) ............................................... 116
33. Лояльность потребителей (Т. Джонс и Э. Сассер, 1995) ......... 118
34. 6 этапов социальной трансформации бизнеса
(Ч. Ли и Б. Солис, 2013) .............................................................. 120
35. Маркетинг 4.0 (Ф. Котлер, Г. Картаджайя, А. Сетиаван,
2016).............................................................................................. 122
36. Маркетинг 5.0 (Ф. Котлер, Г. Картаджайя, А. Сетиаван,
2021).............................................................................................. 125
Раздел V. Человеческий капитал ........................................................... 130
37. Десять ролей менеджера (Г. Минцберг, 1973) ......................... 132
38. Эмоциональный интеллект (Д. Гоулман, 1996)........................ 134
39. Лидерство, приносящее результаты (Д. Гоулман, 2000) ......... 136
40. Лидерство пятого уровня (Дж. Коллинз, 2001) ........................ 140
41. Как вырастить корпоративного атлета
(Дж. Лоэр и Т. Шварц, 2001) ...................................................... 144
42. Семь превращений лидера (Д. Рук и У. Торберт, 2005) .......... 148
43. Кто. Решите вашу проблему № 1
(Дж. Смарт и Р. Стрит, 2008) ...................................................... 152
266
Стр.267
Оглавление
44. Коммуникации и вовлеченность сотрудников
(М. Уэлч, 2011) ............................................................................ 156
45. Поколение Z на работе (Д. Стиллман и И. Стиллман, 2017) .. 158
Раздел VI. Разнообразие культур и кросскультурный менеджмент .. 161
46. Теория контекста культуры (Э. Холл, 1976) ............................. 162
47. Культурные параметры: от 4D к 6D (Г. Хофстеде,
1980/2010) .................................................................................... 164
48. Конкурирующие ценности (Р. Куинн и К. Камерон, 1981) ..... 166
49. Три уровня организационной культуры (Э. Шейн, 1985) ....... 169
50. Модель развития межкультурной чувствительности
(М. Беннетт, 1986) ....................................................................... 172
51. Теория коммуникативной адаптации (Г. Джайлз, 1991) ......... 174
52. Семь параметров культуры (Ф. Тромпенаарс
и Ч. Хампден-Тернер, 1993) ....................................................... 176
53. Спиральная динамика (Д. Бек и К. Коуон, 1996) ..................... 180
54. Цветовая теория изменений (Л. де Калюве и Х. Вермак,
2006).............................................................................................. 183
Галерея ..................................................................................................... 187
Заключение .............................................................................................. 253
Библиографический список ................................................................... 256
Стр.268