Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

Тимбилдинг в образовательной организации : учебно-методическое пособие (220,00 руб.)

0   0
АвторыКуликова Татьяна Ивановна
Издательство[Б.и.]
Страниц106
ID636899
АннотацияУчебно-методическое пособие содержит разработки семинарских и практических занятий, задания для самостоятельной работы, включает фонд оценочных средств для текущего и промежуточного контроля успеваемости обучающихся.
ISBN978-590-397-817-8
Тимбилдинг в образовательной организации : учебно-методическое пособие / Т.И. Куликова .— : [Б.и.], 2017 .— 106 с. : ил. — ISBN 978-590-397-817-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/636899 (дата обращения: 02.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТОЛСТОГО ТИМБИЛДИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Учебно-методическое пособие Тула - 2015 2 УДК 159.9 ББК 84.5 Рецензенты: Самсонова Г.О., профессор, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации» (г. Москва); Декина Е.В., кандидат психологических наук, доцент (ТГПУ им. <...> Учебно-методическое пособие «Тимбилдинг в образовательной организации» содержит разработки семинарских и практических занятий, задания для самостоятельной работы, включает фонд оценочных средств для текущего и промежуточного контроля успеваемости обучающихся. <...> Методические указания обучающимся по подготовке к семинарским и практическим занятиям 1.1. <...> Задания для самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины ЛИТЕРАТУРА 4 5 8 8 10 14 78 78 82 92 103 ПРЕДИСЛОВИЕ В учебно-методическом пособии «Тимбилдинг в образовательной организации» представлена концепция тимбилдинга в целом и командного строительства в образовательной организации. <...> Осмысление проблемы командообразования становится все более актуальным по целому ряду причин. <...> Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник НВГУ. <...> У многих коллег по команде завязываются долговременные дружеские отношения. <...> Центральная идея автора заключается в том, что преподаватель должен создавать во время учебного процесса такие ситуации для обучающихся, которые будут вызывать у них осознанную необходимость командного взаимодействия. <...> Новые квалификации педагогов могут быть востребованы системой образования, которая нуждается в учителях, способных выходить за рамки учебного предмета и решать проблемы, связанные не только с усвоением знаний и умений в определённой области, но и организацией педагогических и ученических коллективов и команд. <...> ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинарское занятие №1 Тема: Педагогические истоки современного командообразования Время: 1 час Вопросы для обсуждения <...>
Тимбилдинг_в_образовательной_организации__учебно-методическое_пособие.pdf
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 1. Методические указания обучающимся по подготовке к семинарским и практическим занятиям 1.1. Подготовка к семинарским и практическим занятиям 1.2. Планы семинарских занятий 1.3. Содержание практических занятий 2. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающимися 2.1. Общие указания по выполнению самостоятельной работы 2.2. Характеристика отдельных видов самостоятельной работы 2.3. Задания для самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины ЛИТЕРАТУРА 4 5 8 8 10 14 78 78 82 92 103
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ В учебно-методическом пособии «Тимбилдинг в образовательной организации» представлена концепция тимбилдинга в целом и командного строительства в образовательной организации. Данный учебный курс относится к дисциплинам модуля гуманитарного, социального и экономического цикла программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Следует отметить инновационный аспект обозначенной дисциплины – это возможность по-новому взглянуть на перспективы развития нового типа отношений между участниками образовательного процесса в современной школе посредством реализации технологий тимбилдинга. Фактически речь идет о том, что для достижения нового качества образования необходимо модернизировать не только содержание образования и образовательные технологии, но и всю область отношений между учащимися, их родителями, педагогами, школьной администрацией. Осмысление проблемы командообразования становится все более актуальным по целому ряду причин. Одна из них заключается в том, что темпы изменений в современной реальности «не позволяют отдельному человеку, даже весьма образованному и талантливому, хотя бы отслеживать эти перемены, не говоря уже о том, чтобы их упреждать, используя возникающие возможности и смягчая неблагоприятные последствия».1 Вторую причину определяет тот факт, что применение командной формы работы зачастую ведет к повышению общего результата, а, следовательно, можно выполнять тот же «объем работы с меньшими усилиями или с теми же усилиями выполнять значительно больший объем работы» [там же]. И, наконец, третья причина – это переживание удовольствия от создания 1 Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник НВГУ. – 2012. - № 2-1. – С.57-66. 5
Стр.4
неповторимой эмоциональной атмосферы. У многих коллег по команде завязываются долговременные дружеские отношения. Центральная идея автора заключается в том, что преподаватель должен создавать во время учебного процесса такие ситуации для обучающихся, которые будут вызывать у них осознанную необходимость командного взаимодействия. Как известно, с точки зрения компетентностного подхода, компетенции развиваются только в процессе специально организованной деятельности. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2 перед учителем стоит конкретная задача – создать определенные условия, способствующие развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Новые квалификации педагогов могут быть востребованы системой образования, которая нуждается в учителях, способных выходить за рамки учебного предмета и решать проблемы, связанные не только с усвоением знаний и умений в определённой области, но и организацией педагогических и ученических коллективов и команд. Понимание особенностей организации образовательной деятельности с позиции командообразования и создания условий для развития компетенций обучающихся в процессе специально организованной учебной деятельности – важная и актуальная тема для преподавателей высшей школы. В мае 2014 года в соответствии с поручением Президента России Правительством РФ утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». 3 Комплексная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных 2 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/ 3 Модернизация педагогического образования в Российской Федерации // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/ 6
Стр.5
организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах. Основная цель подпрограммы модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Основная задача системы высшего профессионального образования заключается в формировании специалиста, способного и готового к результативной профессиональной деятельности. Образовательными результатами при этом являются приобретение специалистами совокупности профессионально значимых умений, которые становятся средствами его успешной деятельности на рабочем месте. Данное пособие представляет интерес для преподавателей и студентов вузов, учителей, психологов и других специалистов образовательных организаций. 7
Стр.6
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 1.1. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Семинар (от латинского seminarium «рассадник»; переноси «школа») – это особая форма учебно-теоретических занятий которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы. Этапы подготовки к семинару: • проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение; • внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции; • изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре; • постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать; • запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы. Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использоваться хрестоматии – сборники текстов, иллюстрирующих содержание учебника, а также словари, справочники. В хрестоматиях собраны материалы, которые позволяют расширить кругозор. При подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам следует в полной мере использовать академический курс учебника, рекомендованного преподавателем. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших систематическое изложение в учебнике. Работа с хрестоматией 8
Стр.7
позволит студенту самостоятельно изучить документы, фрагменты источников, другие произведения, разъясняющие сущность изучаемого вопроса. Студентам рекомендуется самостоятельно выполнять доклады, индивидуальные письменные задания и упражнения, предлагаемые при подготовке к семинарским занятиям. Работа, связанная с решением этих задач и упражнений, представляет собой вид интеллектуальной практической деятельности. Она способствует выработке умения и привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по проблеме. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студентами может использоваться, к примеру, так называемый метод контрфактического моделирования событий, который научит их самостоятельно рассуждать о минувших, а также современных событиях, покажет мотивы принятия людьми решений, причины совершенных ошибок. Такая работа, в процессе которой студенту приходится сравнивать, сопоставлять, выявлять логические связи и отношения, применять методы анализа и синтеза, позволит успешно в дальнейшем подготовиться к зачетам, экзаменам и тестированию. Практическое занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий – упражнений, задач и т. п. – под руководством и контролем преподавателя. Этапы подготовки к практическому занятию: • освежите в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, • подберите необходимую учебную и справочную литературу (сборники содержащие описание и методику применения диагностических методик или содержащие описание коррекционных игр и упражнений). Написание письменных работ значительно облегчит подготовку к зачету. При подготовке к зачету студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую 9
Стр.8
роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал. 1.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинарское занятие №1 Тема: Педагогические истоки современного командообразования Время: 1 час Вопросы для обсуждения: 1. Взгляды А.В. Луначарского на роль коллектива в воспитании личности. 2. Н.К. Крупская о путях формирования детского коллектива. 3. Теория коллективного воспитания С.Т. Шацкого. 4. Система организации жизни коммуны А.С. Макаренко. 5. Педагогический опыт В.А. Сухомлинского по построению воспитательной системы творческого развития личности. 6. «Воспитательная система общей заботы» И.П. Иванова. Литература: 1. Куликова Т.И. Тимбилдинг в образовательной организации: Учеб. пособ. Тула: Изд-во: Имидж Принт, 2015. – 140 с. 2. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебник. М.: Академия (Akademia). 2014. 620 с. 3. Ситников В.Л. Педагогические истоки современной Известия Российского психологии командообразования // государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 148. С.51-60. 4. Ситников В.Л. Гуманистическая психопедагогика командообразования на принципах общей заботы // Научнотехнические ведомости СПбГПУ. 2014. №1 (191). С. 78-87. Семинарское занятие №2 Тема: Типологический подход к комплектованию команд Время: 1 час Вопросы для обсуждения: 10
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст