Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Вопросы ревматологии в курсе внутренних болезней

0   0
АвторыБатудаева Татьяна Ивановна, Архипова Эржена Владимировна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц117
ID878493
АннотацияВ пособии освещается информация по темам, касающимся заболеваний ревматологического профиля, изучаемым в курсе дисциплин внутренних болезней. Приведены сведения о патогенезе, классификации, критериях диагноза, принципах лечения наиболее часто встречающихся, а также сложных в диагностике заболеваний. В тексте пособия представлены вопросы для самоподготовки и тестовые задания, что позволяет студентам самостоятельно контролировать усвоение материала. Представлены клинические ситуационные задачи, которые придают изложенному материалу прикладной характер. В приложениях приводится дополнительная информация по изучаемому материалу. Предназначено для студентов старших курсов вузов, обучающихся по специальности 31.05.01 Лечебное дело.
Кем рекомендованоЭСУ БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело
ISBN978-5-9793-1923-0
УДК616-002.77(075.8)
ББК55.5я73
Вопросы ревматологии в курсе внутренних болезней / Т.И. Батудаева, Э.В. Архипова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2024 .— 117 с. — ISBN 978-5-9793-1923-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/878493 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы_ревматологии_в_курсе_внутренних_болезней.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.115
Стр.116
Вопросы_ревматологии_в_курсе_внутренних_болезней.pdf
ВОПРОСЫ РЕВМАТОЛОГИИ В КУРСЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ Улан-Удэ • 2024
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» ВОПРОСЫ РЕВМАТОЛОГИИ В КУРСЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ Рекомендовано ЭСУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова 2024
Стр.2
УДК 616-002.77(075.8) ББК 55.5я73 В 748 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Рецензенты Е. В. Григорьева, кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии и профилактической медицины с курсом общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «БГУ имени Доржи Банзарова», Г. Х. Дамдинова, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ГАУЗ «РКБ им. Н. А. Семашко» В 748 Вопросы ревматологии в курсе внутренних болезней: учебное пособие / составители Т. И. Батудаева, Э. В. Архипова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2024. — 116 с. ISBN 978-5-9793-1923-0 В пособии освещается информация по темам, касающимся заболеваний ревматологического профиля, изучаемым в курсе дисциплин внутренних болезней. Приведены сведения о патогенезе, классификации, критериях диагноза, принципах лечения наиболее часто встречающихся, а также сложных в диагностике заболеваний. В тексте пособия представлены вопросы для самоподготовки и тестовые задания, что позволяет студентам самостоятельно контролировать усвоение материала. Представлены клинические ситуационные задачи, которые придают изложенному материалу прикладной характер. В приложениях приводится дополнительная информация по изучаемому материалу. Предназначено для студентов старших курсов вузов, обучающихся по специальности 31.05.01 Лечебное дело. УДК 616-002.77(075.8) ББК 55.5я73 ISBN 978-5-9793-1923-0 © Т. И. Батудаева, Э. В. Архипова, составление, 2024 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2024
Стр.3
Предисловие лезни» и «Госпитальная терапия» в рамках реализации образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело очной формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплины «Факультетская терапия, профессиональные болезН ни» и «Госпитальная терапия» входят в обязательную (базовую) часть блока 1 в структуре образовательной программы высшего образования по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Изучение указанных дисциплин направлено на формирование общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций: ОПК-4. Способен применять медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, а также проводить обследования пациента с целью установления диагноза. ОПК-7. Способен назначать лечение и осуществлять контроль его эффективности и безопасности. ОПК.С-11.2. Применяет методы доказательной медицины при решении поставленной профессиональной задачи. ПК-1. Способен оказывать медицинскую помощь пациенту в неотложной форме. ПК-2. Способен оказывать медицинскую помощь пациенту в экстренной форме. ПК-3. Способен к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания. ПК-4. Способен к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологиче3 астоящее учебное издание представляет собой учебное пособие по отдельным вопросам ревматологии для дисциплин «Факультетская терапия, профессиональные бо
Стр.4
ских форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ). ПК-5. Готов к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. ПК-6. Способен к определению эффективности и безопасности лечения. В результате освоения дисциплин студент должен: Знать: – порядок применения медицинских изделий, методы обследования пациента с заболеваниями внутренних органов, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи с целью установления диагноза; – теоретические основы немедикаментозной и медикаментозной терапии заболеваний внутренних органов; – основные патологические состояния, симптомы, синдромы заболеваний внутренних органов, их механизмы развития, признаки наличия или отсутствия заболевания в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ); – отклонения от нормы данных лабораторных и инструментальных методов исследований при патологии внутренних органов; – этиологию, патогенез и патоморфологию, клиническую картину, дифференциальную диагностику состояний, требующих оказания медицинской помощи в неотложной и экстренной формах. Уметь: – применять на практике медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи больным с заболеваниями внутренних органов с целью установления диагноза; – назначить план обследования при разной терапевтической патологии, предусмотренный стандартами оказания медицинской помощи (клиническими рекомендациями); – определить на основании сбора жалоб, анамнеза и объективного осмотра у пациента основные патологические состояния, симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов в соответствии 4
Стр.5
с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), определить отклонения от нормы при лабораторных и инструментальных исследованиях; – формулировать клинический диагноз заболеваний внутренних органов в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ); – разработать план лечения заболевания или состояния и назначить лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи при терапевтической патологии с учетом стандартов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара; – осуществлять контроль эффективности и безопасности лечения заболеваний и патологических состояний при терапевтических нозологиях; – определять состояния, возникающие при внезапных острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента и требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме; – определять состояния, представляющие угрозу жизни пациента, включая состояния клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме. Владеть: – методами обследования пациента, предусмотренными порядками оказания медицинской помощи больным с заболеваниями внутренних органов с целью установления диагноза; – методиками сбора жалоб, анамнеза и объективного осмотра у пациента, выявления основных патологических состояний, симптомов и синдромов заболеваний внутренних органов, в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), определения отклонений от нормы при лабораторных и инструментальных исследованиях; 5
Стр.6
– навыками разработки плана лечения заболевания или состояния с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи больным с патологией внутренних органов с учетом стандартов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара; – навыками назначения немедикаментозного лечения, в т. ч. использования медицинских изделий и лечебного питания, а также лечения заболеваний и патологических состояний с помощью лекарственных препаратов с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни и в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи при заболеваниях внутренних органов с учетом стандартов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара; – навыками применения методов доказательной медицины при решении поставленной профессиональной задачи; – навыками оказания медицинской помощи в неотложной форме пациентам при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; – навыками оказания медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания). Основной задачей настоящего учебного пособия является более глубокое изучение и систематизация знаний студентов по диагностике и лечению ревматических заболеваний и формирование клинического мышления студентов в рамках дисциплин «Факультетская терапия, профессиональные болезни» и «Госпитальная терапия». Учебное пособие состоит из нескольких разделов, включающих в себя информацию о некоторых ревматических заболеваниях, изу6
Стр.7
чаемых в рамках дисциплин «Факультетская терапия, профессиональные болезни» и «Госпитальная терапия», комплекс клинических задач, тестовых заданий с эталонами ответов и вопросов для самостоятельной подготовки студентов, а также приложений, в которых приведены дополнительные сведения об изучаемых нозологических формах. Первая тема посвящена информации об Острой ревматической лихорадке (ОРЛ) — заболевании, которое дало название целой специальности внутренних болезней — ревматологии. Одно из немногих ревматологических заболеваний, для которого известна причина — -гемолитический стрептококк группы А, т. е. развитие которого можно предотвратить. Заболевание в настоящее время встречается редко в связи с широким назначением антибиотиков при стрептококковой носоглоточной инфекции, что является методом профилактики развития аутовоспалительной реакции, характерной для ревматической атаки. Тем не менее, знать клиническую картину ОРЛ необходимо для врача любой специальности, поскольку следствием ревматической атаки является формирование приобретенного порока сердца. Вторая тема освещает наиболее часто встречающееся среди населения заболевание суставов — остеоартрит. Актуальность проблемы заключается в широкой распространенности и возможной инвалидизации пациентов, в связи с чем настоятельно рекомендуется ранняя диагностика, активное использование немедикаментозных методов ведения больных и соблюдение назначений по длительной медикаментозной терапии. Следующей темой является Ревматоидный артрит (РА) — наиболее тяжелое прогрессирующее воспалительное заболевание суставов. В связи с принятой в настоящее время концепцией раннего активного (даже агрессивного) ведения больных ревматоидным артритом, знание клинической картины, совокупности критериев диагноза, методов и принципов лечения пациентов с РА должно стать обязательным для широкого круга будущих врачей. Далее в пособии представлены главы, посвященные системной патологии — Системной красной волчанке, Системной склеродер7
Стр.8
мии и Дерматомиозиту. Это заболевания, характеризующиеся многообразием симптоматики, при которых в патологический процесс могут вовлекаться потенциально любые органы и системы организма. Ведущим механизмом поражения органов и систем при указанных заболеваниях является аутоиммунное воспаление, однако активность воспалительной реакции может быть различной — от минимальных проявлений до высокой степени выраженности, что может представлять значительные трудности при постановке диагноза и дифференциальной диагностике системного заболевания. В связи с чем важно знать критерии диагноза ревматических болезней и уметь правильно интерпретировать объективные данные, имеющиеся у пациента. Глава, посвященная теме Системных васкулитов, содержит общую информацию о проблеме воспалительных заболеваний сосудов, также в ней представлен материал о некоторых васкулитах с поражением сосудов мелкого, среднего и крупного калибров. Проблема системных васкулитов активно изучается ученымиспециалистами во всем мире на протяжении последних десятилетий, появляются новые сведения о заболеваниях, определяются разные нозологические формы, типы течения, возможности лабораторной и инструментальной диагностики, создаются новые классификации, что позволяет лучше понимать механизмы развития и клинические особенности системных васкулитов. 8
Стр.9
Содержание Предисловие Введение Тема: Острая ревматическая лихорадка Вопросы для самоподготовки Тема: Остеоартрит Вопросы для самоподготовки Тема: Ревматоидный артрит Вопросы для самопроверки Тема: Системная красная волчанка Вопросы для самопроверки Тема: Системная склеродермия Вопросы для самопроверки Тема: Дерматомиозит/полимиозит Вопросы для самоподготовки Тема: Системные васкулиты Вопросы для самоподготовки Заключение Тестовые задания по теме «Острая ревматическая лихорадка» Тестовые задания по темам «Ревматоидный артрит», «Остеоартрит» Тестовые задания по теме Системные заболевания соединительной ткани Тестовые задания по теме «Системные васкулиты» Ситуационные задачи Приложение Приложение 1. Дозы и продолжительность применения некоторых SYSADOA 3 9 10 20 21 27 28 37 38 42 43 48 49 54 55 66 68 69 71 76 84 89 101
Стр.115
Приложение 2. Алгоритм назначения нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) с учетом коморбидности Приложение 3. Алгоритм выбора первоначальной терапии БПВП у пациентов с РА Приложение 4. Шкала активности СКВ SLEDAI-2К Приложение 5. Индекс повреждения Systemic Lupus International Collaborating Clinics/Damage Index (SDI) Приложение 6. Классификационные критерии СКВ (SLICC/ACR, 2012) Библиографический список 102 103 104 107 109 112
Стр.116

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ