УДК 796.03
ББК 75.116.6
А43
Редакционная коллегия:
И. Г. Таламова, заведующий кафедрой, кандидат биологических наук, доцент;
Е. С. Стоцкая, кандидат биологических наук, доцент;
Н. М. Курч, кандидат биологических. наук, доцент;
Ю. А. Мельникова, кандидат педагогических наук, доцент
Актуальные проблемы адаптивной физической культуры :
А43
материалы Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием (15–17 февраля 2023 г., г. Омск) / Министерство
спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет
физической культуры и спорта ; редкол.: Е. С. Стоцкая, И. Г. Таламова,
Н. М. Курч, Ю. А. Мельникова. – Омск : СибГУФК, 2022. – 1 CD-RОМ. –
Систем. требования: Intel Pentium или аналогичный процессор других
производителей, 500 МГц; оперативная память 512 Мб, необходимо на
винчестере 50 Мб; операционные системы Windows 2000 и выше,
программа Acrobat Reader 5. 0 и выше; видеокарта SVGA 1280 Ч 1024 High
Color (32 bit). – Загл. с титул. экрана. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-91930–231–5.
В сборнике представлены материалы Всероссийской научно-практической
конференции, проходившей в рамках XII Фестиваля по адаптивной физической
культуре 15–17 февраля 2023 г. Рассматриваются актуальные вопросы проведения
реабилитационных мероприятий для различных нозологических групп, оптимизации
процессов подготовки и восстановления спортсменов в адаптивном спорте,
организации коррекционных занятий, проведения оздоровительных тренировок с
детьми и взрослыми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Материалы сборника представляют интерес для специалистов по адаптивной
физической культуре, тренеров, медицинских работников, студентов, магистрантов и
аспирантов.
УДК 796.03
ББК 75.116.6 3
Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом СибГУФК
ISBN 978-5-91930–231–5.
2
© ФГБОУ ВО СибГУФК
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ ...................................... 5
О. В. Белан, И. Г. Таламова, Н. А. Здоровцева. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С
ПРИМЕНЕНИЕМ НЕСТАБИЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ BOSU ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ............................................................................................. 5
А. Н. Ершова, Е. С. Стоцкая. РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ КАК КОМПОНЕНТ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ...................................................................................................................................................................... 14
Е. И. Комарова, Н. А. Здоровцева. КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ПАТОЛОГИИ ВИСОЧНО-ЧЕЛЮСТНОГО
СУСТАВА .......................................................................................................................................................................................................... 20
М. Ю. Ливаева, Л. Е. Медведева.ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКО Й ХОДЬБОЙ НА КАРДИОРЕСПИРАТОРНУЮ СИСТЕМУ
ЖЕНЩИН С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ................................................................................................................................................ 27
Л. Е. Медведева, К. К. Мейер.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКОЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕННИСНОГО МЯЧА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ................................................................ 34
И. В. Павлова, Е. В. Герман. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ПОЗВОНОЧНИКА .................................................................................................................................... 44
В. С. Пешнина, Н. М. Курч. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ ................................................................................................................................................................................................... 52
О. И. Садиахматова, Ю. В. Сиренко. СКАЗОЧНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА НА ФИТБОЛАХ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ
НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ..................................................................................................................................... 59
С. Е. Хрисанфов, Н. А. Здоровцева. МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН 30–35 ЛЕТ С
ГОНАРТРОЗОМ ............................................................................................................................................................................................... 64
П. В. Черников, Е. С. Стоцкая. СПОРТСМЕНЫ С КАРДИОСТИМУЛЯТОРОМ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ......... 70
РАЗДЕЛ II. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ В
АДАПТИВНОМ СПОРТЕ ................................................................................................................................. 78
О. Н. Бейч, К. Ю. Бейч, Н. М. Курч. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ........................................................................................... 78
С. Н. Ещенко. РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПАРАЛИМПИЙСКОГО СПОРТА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ .. 85
Н. М. Курч, Е. С. Иванова. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 15–17 ЛЕТ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ..................................................................................................................................................... 94
Ю. А. Мельникова, Е. А. Савченко, С. Н. Сербина. ДИНАМИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СЛАБОСЛЫШАЩИХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ РАЗЛИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ........................................... 101
Ю. С. Моздокова,Е. В. Кудрявцева. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ-СУРДЛЕГКОАТЛЕТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
СРЕДСТВАМИ ПОДГОТОВКИ НА НЕСТАБИЛЬНОЙ ОПОРЕ ......................................................................................................................... 109
И. А. Овсянникова, В. В. Кальсина. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ У
СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ........................................................................................................ 116
Н. С. Початкова, Е. Е. Храменок, И. Г. Таламова. МЕТОДИКА НЕЙРОГЕННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СТРЕЛКОВ С
ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА .............................................................................................................................. 125
М. Е. Снигур, А. А. Бардаков. РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ С
ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА .............................................................................................................................. 133
И. И. Халикова. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ СПОРТА
СЛЕПЫХ ВЫСОКОГО КЛАССА ....................................................................................................................................................................... 139
РАЗДЕЛ III. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ............ 145
Л. О. Алексеева, О. В. Ланская. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ .................................................. 145
С. В. Ангелина, Н. Н. Сетяева. ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...................................................................................................................................... 152
А. В. Тыряткина, В. В. Гриднева. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ 9–10 ЛЕТ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ ...................................................................................................................................... 160
А. Д. Исебекова, В. В. Гриднева. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ У ДЕТЕЙ 10–11 ЛЕТ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ................................................................................................................................. 168
S. E. Temirgalieva, G. Z. Aiguzhinova, O. A. Krivets, I. V.Batyashova. METHODOLOGY FOR TEACHING SWIMMING WITH A
DIAGNOSIS OF AUTISM .................................................................................................................................................................................. 174
П. Н. Леднева, Е. С. Стоцкая. ОСОБЕННОСТИ РАВНОВЕСИЯ ПРИ ДЕФЕКТАХ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ ............................................................................................................................................................................................ 184
А. В. Потешкин, И. Г. Таламова, М. В. Малышева, Н. А. Здоровцева. ВОЗМОЖНОСТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ .......................................... 189
3
Стр.3
РАЗДЕЛ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА .......................................................................................................... 201
Ю. С. Моздокова, М. Ю. Журина. ПОТЕНЦИАЛ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ ................................................................................................................. 201
А. И. Картавцева. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ(из опыта работы
Института физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «СФУ») ............................................................................................................ 207
РАЗДЕЛ V. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ......................................................... 216
А. Д. Васильев, И. П. Космина, Е. М. Калинин. ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД ТРЕНИРОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКОРОСТНЫХ И
СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА ПОЗВОЛЯЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ОПТИМАЛЬНУЮ
ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА СПОРТСМЕНА .............................................................................................................................................................. 216
И. В. Пенькова, Ю. А. Мельникова. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ ...................................................................................................................................................................................... 220
4
Стр.4