УДК 004.4
ББК 32.973.26 018.2
М97
М97
Мэйерс, Скотт.
Эффективное использование C++. 55 верных способов улучшить структуру
и код ваших программ / С. Майерс ; пер. с англ. Н. Мухина. — 4-е изд.,
эл. — 1 файл pdf : 302 с. — Москва : ДМК Пресс, 2023. — Систем. требования:
Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN
978-5-89818-324-0
Эта книга представляет собой перевод третьего издания американского бестселлера
Effective C++ и является руководством по грамотному использованию языка
C++. Она поможет сделать ваши программы более понятными, простыми в сопровождении
и эффективными. Помимо материала, описывающего общую стратегию
проектирования, книга включает в себя главы по программированию с применением
шаблонов и по управлению ресурсами, а также множество советов, которые позволят
усовершенствовать ваши программы и сделать работу более интересной и
творческой. Книга также включает новый материал по принципам обработки исключений,
паттернам проектирования и библиотечным средствам.
Издание ориентировано на программистов, знакомых с основами C++ и имеющих
навыки его практического применения.
УДК 004.4
ББК 32.973.26 018.2
Электронное издание на основе печатного издания: Эффективное использование C++. 55 верных
способов улучшить структуру и код ваших программ / С. Майерс ; пер. с англ. Н. Мухина.
— 3-е изд. — Москва : ДМК Пресс, 2014. — 300 с. — ISBN 978-5-97060-088-7. — Текст : непосредственный.
Все
права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было
форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но поскольку вероятность технических
ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать абсолютную точность и правильность
приводимых сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные
с использованием книги.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами
защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN
978-5-89818-324-0
© Pearson Education, Inc.
© Перевод на русский язык, оформление,
издание. ДМК Пресс
Стр.7
Содержание
Благодарности ............................................................................. 11
Предисловие ................................................................................ 15
Введение....................................................................................... 17
Терминология............................................................................. 18
Соглашения об именах ............................................................... 23
Многопоточность........................................................................ 24
Библиотеки TR1 и Boost.............................................................. 24
Глава 1. Приучайтесь к C++ ..................................................... 26
Правило 1: Относитесь к C++ как к конгломерату языков ........... 26
Правило 2: Предпочитайте const, enum и inline
использованию #define .............................................................. 28
Правило 3: Везде, где только можно, используйте const ............ 31
Константные функциичлены ..................................................... 33
Как избежать дублирования в константных и неконстантных
функцияхчленах ...................................................................... 37
Правило 4: Прежде чем использовать объекты, убедитесь,
что они инициализированы ........................................................ 40
Глава 2. Конструкторы, деструкторы
и операторы присваивания ..................................................... 47
Правило 5: Какие функции C++ создает и вызывает молча ......... 47
Правило 6: Явно запрещайте компилфятору генерировать
функции, которые вам не нужны ................................................. 50
Правило 7: Объявляйте деструкторы виртуальными
в полиморфном базовом классе ................................................. 52
Правило 8: Не позволяйте исключениям покидать деструкторы .... 56
Правило 9: Никогда не вызывайте виртуальные функции
в конструкторе или деструкторе ................................................. 60
Стр.8
8
Содержание
Правило 10: Операторы присваивания должны возвращать
ссылку на *this ............................................................................ 64
Правило 11: В operator= осуществляйте проверку
на присваивание самому себе .................................................... 65
Правило 12: Копируйте все части объекта .................................. 68
Глава 3. Управление ресурсами ............................................ 72
Правило 13: Используйте объекты для управления ресурсами .... 72
Правило 14: Тщательно продумывайте поведение
при копировании классов, управляющих ресурсами .................. 76
Правило 15: Предоставляйте доступ к самим ресурсам
из управляющих ими классов ..................................................... 79
Правило 16: Используйте одинаковые формы new и delete ........ 83
Правило 17: Помещение в «интеллектуальный» указатель
объекта, выделенного с помощью new, лучше располагать
в отдельном предложении .......................................................... 85
Глава 4. Проектирование программ и объявления ............ 87
Правило 18: Проектируйте интерфейсы так, что их легко было
использовать правильно и трудно – неправильно....................... 87
Правило 19: Рассматривайте проектирование класса
как проектирование типа ............................................................ 92
Правило 20: Предпочитайте передачу по ссылке на const
передаче по значению ................................................................ 94
Правило 21: Не пытайтесь вернуть ссылку, когда должны
вернуть объект ........................................................................... 98
Правило 22: Объявляйте данныечлены закрытыми ................. 102
Правило 23: Предпочитайте функциямчленам функции,
не являющиеся ни членами, ни друзьями класса ...................... 105
Правило 24: Объявляйте функции, не являющиеся членами,
когда преобразование типов должно быть применимо
ко всем параметрам ................................................................. 109
Правило 25: Подумайте о поддержке функции swap,
не возбуждающей исключений ................................................. 112
Глава 5. Реализация ............................................................... 119
Правило 26: Откладывайте определение переменных
насколько возможно ................................................................. 119
Правило 27: Не злоупотребляйте приведением типов .............. 122
Стр.9
Содержание
9
Правило 28: Избегайте возвращения «дескрипторов»
внутренних данных ................................................................... 128
Правило 29: Стремитесь, чтобы программа была безопасна
относительно исключений ........................................................ 132
Правило 30: Тщательно обдумывайте использование
встроенных функций................................................................. 139
Правило 31: Уменьшайте зависимости файлов
при компиляции ....................................................................... 144
Глава 6. Наследование и объектноориентированное
проектирование ....................................................................... 153
Правило 32: Используйте открытое наследование
для моделирования отношения «является» .............................. 153
Правило 33: Не скрывайте унаследованные имена ................... 159
Правило 34: Различайте наследование интерфейса
и наследование реализации ..................................................... 164
Правило 35: Рассмотрите альтернативы виртуальным
функциям ................................................................................. 171
Реализация паттерна «Шаблонный метод» с помощью идиомы
невиртуального интерфейса .................................................... 172
Реализация паттерна «Стратегия» посредством указателей
на функции............................................................................. 173
Реализация паттерна «Стратегия» посредством класса tr::function .. 175
«Классический» паттерн «Стратегия» ........................................ 177
Резюме.................................................................................. 178
Правило 36: Никогда не переопределяйте наследуемые
невиртуальные функции ........................................................... 179
Правило 37: Никогда не переопределяйте наследуемое
значение аргумента функции по умолчанию ............................. 181
Правило 38: Моделируйте отношение «содержит» или
«реализуется посредством» с помощью композиции ............... 185
Правило 39: Продумывайте подход к использованию
закрытого наследования .......................................................... 188
Правило 40: Продумывайте подход к использованию
множественного наследования ................................................ 193
Глава 7. Шаблоны и обобщенное программирование ..... 200
Правило 41: Разберитесь в том, что такое неявные
интерфейсы и полиморфизм на этапе компиляции .................. 200
Стр.10
10
Содержание
Правило 42: Усвойте оба значения ключевого слова typename ... 204
Правило 43: Необходимо знать, как обращаться к именам
в шаблонных базовых классах .................................................. 207
Правило 44: Размещайте независимый от параметров код
вне шаблонов ........................................................................... 212
Правило 45: Разрабатывайте шаблоны функцийчленов так,
чтобы они принимали «все совместимые типы» ....................... 217
Правило 46: Определяйте внутри шаблонов функции,
не являющиеся членами, когда желательны преобразования
типа .......................................................................................... 221
Правило 47: Используйте классыхарактеристики
для предоставления информации о типах ................................ 225
Правило 48: Изучите метапрограммирование шаблонов ......... 231
Глава 8. Настройка new и delete ........................................... 237
Правило 49: Разберитесь в поведении обработчика new .......... 238
Правило 50: Когда имеет смысл заменять new и delete ............ 244
Правило 51: Придерживайтесь принятых соглашений
при написании new и delete ...................................................... 249
Правило 52: Если вы написали оператор new с размещением,
напишите и соответствующий оператор delete ......................... 252
Глава 9. Разное ........................................................................ 258
Правило 53: Обращайте внимание на предупреждения
компилятора ............................................................................. 258
Правило 54: Ознакомьтесь со стандартной библиотекой,
включая TR1 ............................................................................. 259
Правило 55: Познакомьтесь с Boost ......................................... 264
Приложение А. За пределами «Эффективного
использования C++» ................................................................. 268
Приложение В. Соответствие правил во втором и третьем
изданиях .................................................................................... 272
Стр.11