УДК 374.1
ББК 74.202.6
К44
К44 Кислов А. В.
Третий глаз, или как развить системно-функциональное мышление
вашего ребёнка. – М.: КТК «Галактика», 2022. – 166 с. ил.
ISBN 978-5-9500662-9-0
Книга для родителей и педагогов, неравнодушных к судьбе их
воспитанников. Её цель – помочь в развитии способности детей
4–12 лет к важнейшим универсальным мыслительным операциям,
помогающим «смотреть в корень», видеть и объяснять суть явлений,
проблем и ситуаций, осваивать новое, заглядывать в прошлое и будущее
окружающих нас вещей, выявлять и ставить изобретательские
задачи. И, возможно, самое главное – помочь в формировании личности
ребёнка, снабдив его мыслительным инструментом для получения
ответа на кажущиеся лёгкими и кажущиеся сложными вопросы – от
«как работает вентилятор» до «в чём смысл жизни».
Несомненное достоинство книги – простой, без наукообразных
«наворотов», стиль изложения достаточно непростого материала, что
позволяет не только понять, но и освоить этот материал почти целиком
– в форме ненавязчивого, увлекательного, а иногда и весёлого
диалога с ребёнком.
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без
письменного разрешения владельцев авторских прав.
Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку
вероятность технических ошибок все равно существует, издательство
не может гарантировать абсолютную точность и правильность приводимых
сведений. В связи с этим издательство не несет ответственности за возможные
ошибки, связанные с использованием книги.
© А. В. Кислов, 2022
© Задания: Кислов А.В., Пчелкина Е. Л., 2014–2022
© Yandex.ru/images: иллюстрации
ISBN 978-5-9500662-9-0
© Оформление, издание, КТК «Галактика», 2022
Стр.3
Оглавление
Маленькое предисловие ............................................. 6
Дверь в «операционную» ............................................. 7
Родительское беспокойство ............................................................. 7
Что же делать? ................................................................................. 8
Когда начинать? ............................................................................... 8
Сколько времени это потребует? ..................................................... 9
Введение в тему .......................................................10
Что такое системно-функциональный стиль мышления .................. 10
Когда увидим результаты? .............................................................. 10
ФУНКЦИИ ................................................................12
Третий глаз ..............................................................12
Незнакомые знакомые ................................................................... 12
Как они работают ........................................................................... 14
Готовимся к игре ............................................................................ 15
Универсальные слова ..................................................................... 15
Союз инструмента с изделием ....................................................... 18
Включаем эмпатию ........................................................................ 19
Игра «Цепочки функций» ................................................................ 20
Итоги игры ..................................................................................... 21
Третий глаз ..................................................................................... 21
Функции рукотворных объектов ..................................26
Назначение объекта ....................................................................... 26
Полезные и вредные функции ........................................................ 28
Что делать с вредными функциями ................................................. 29
Потренируемся! ............................................................................. 30
СИСТЕМЫ ...............................................................38
Откуда берутся системы ............................................38
Рождение из хаоса ......................................................................... 38
Зеркала реальности ...................................................................... 39
Игра «Составь систему» ................................................................. 40
Стр.4
4
Оглавление
Система с функцией .................................................43
Всё мы делаем зачем-то ................................................................ 43
Что потребуется, то и придумаем! .................................................. 46
«Жизнь» системы с функцией .....................................48
ПОЧЕМУ системы развиваются ...................................................... 48
Игра «Жизнь системы с функцией» ................................................. 49
Системно-функциональная горизонталь ........................................ 53
Потренируемся! ............................................................................. 55
Функциональная система: что внутри и где границы?......56
Важные части системы ................................................................... 56
РО: то ли есть, то ли нет ................................................................. 59
Ищи рабочий орган! ....................................................................... 61
Потренируемся! ............................................................................. 61
Попробуем копнуть поглубже ......................................................... 62
Где начало? .................................................................................... 63
Где конец? ...................................................................................... 64
Что в середине? ............................................................................. 65
Потренируемся! ............................................................................. 70
Назначение и принцип действия системы .....................71
Мы на лодочке катались ................................................................. 71
«Как» и «для чего»: с велосипеда – на лодку .................................... 73
«Для чего» и «как»: с лодки – на велосипед ..................................... 75
И снова этот вездесущий воздух ................................................... 77
Потренируемся! ............................................................................. 80
Системно-функциональная вертикаль .........................82
И вверх, и вниз ............................................................................... 82
Игра «Системная вертикаль» .......................................................... 83
Потренируемся! ............................................................................. 86
Системный оператор ................................................87
Схема сильного мышления ............................................................. 87
Сильно и слабо умные схемы ......................................................... 88
Игра «Системное лото» .................................................................. 91
Потренируемся! ............................................................................. 95
ТАЙНЫЕ ПРАВИЛА ЖИЗНИ СИСТЕМ .............................98
Секрет рукотворного мира .........................................98
КАК системы развиваются ............................................................. 98
Стр.5
Оглавление
5
Открываем закономерности ........................................................... 99
Применяем закономерности ........................................................ 116
Потренируемся! ........................................................................... 121
Кое-что из «жизни» чайников ....................................122
Рождение .................................................................................... 122
Детство ....................................................................................... 123
Юность ......................................................................................... 124
Взлёт ........................................................................................... 125
Падение ....................................................................................... 126
Зрелость ...................................................................................... 127
Потренируемся! .......................................................................... 129
ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА .............................130
О назначении семьи ..................................................................... 130
О четырёх смыслах жизни ............................................................ 134
О цели жизни................................................................................ 138
НАПОСЛЕДОК ........................................................140
Разговор с родителями ...........................................140
Умнеющее чадо. Оно вам надо? ................................................... 140
Упор – на личность или наличность? ............................................. 141
Лесенка ориентиров..................................................................... 142
Куда идём? ............................................................144
О мироздании без назидания ....................................................... 144
Пятый смысл ............................................................................... 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .....................................................148
Учимся придумывать загадки ....................................................... 148
Алгоритмы составления загадок на функциональной основе ....... 148
Потренируемся! ........................................................................... 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .....................................................153
Давайте разберёмся (с некоторыми заданиями) .......................... 153
Стр.6