УДК 72.013(075)
ББК 85.100,54я73+85.103(0)я73
М63
Мирхасанов, Р. Ф.
М63 Пропорциональные соотношения в изобразительном
искусстве и дизайне : «Золотое сечение» : учебное пособие /
Р. Ф. Мирхасанов. — Москва : Директ-Медиа, 2022. — 212 с.
ISBN 978-5-4499-3188-7
Пропорциональное соотношение, называемое «золотое сечение»,
«золотая пропорция» или «гармоническое деление»,
фиксировалось в Природе, Науке и Искусстве великими учеными,
художниками, скульпторами и архитекторами античного
мира, эпохи Возрождения, современности. Ученые, мыслители,
крупные мастера искусства СССР, Франции, Великобритании
XIX–XX в. изучали это удивительное явление, воочию транслирующее
научное и художественное познание человеком окружающего
мира. Информация о золотом сечении всегда занимала
почетное место на страницах академических изданий и вузовских
учебников, хотя и не является панацеей для создания
идеального продукта в дизайне и классических видах изобразительного
искусства.
Каждый Мастер, интересовавшийся поиском Гармонии, —
Пуссен, Леонардо, Рафаэль, Вермеер, Сезанн, Ле Корбюзье, Жолтовский
— считал, что он нашел некий «рецепт» построения
композиционной формы на основе художественного и научного
познания этого сложного мира. Поэтому мы называем их сегодня
художниками-интеллектуалами.
В тексте приводятся материалы из открытых источников
в сети Интернет.
УДК 72.013(075)
ББК 85.100,54я73+85.103(0)я73
ISBN 978-5-4499-3188-7
© Мирхасанов Р. Ф., текст, 2022
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
Оглавление
Введение .................................................................................................................... 5
Ряд Фибоначчи .................................................................................................... 14
Гармония Древнего мира. Теорема Пифагора родом
из Месопотамии и Египта ............................................................................. 16
Гармония Древнего Египта .......................................................................... 24
Пропорциональный циркуль ...................................................................... 30
Парфенон — гармония ................................................................................... 38
Пентаграмма ......................................................................................................... 39
Что рассказал нам Альбрехт Дюрер? ...................................................... 41
Известно от Луки Пачоли... ........................................................................... 43
Иоганн Кеплер. О пропорциях мирового порядка .......................... 52
Волшебно ли число 1, 61180...? ................................................................... 58
О фрактале прямоугольников (дробных) подобных
в различном масштабе целому ................................................................... 69
Метод ........................................................................................................................ 72
Платонов Гептахорд — музыка вселенной ......................................... 83
Альбрехт Дюрер в поисках гармонии ..................................................... 93
Огюст Шуази: пропорции в греческом искусстве ......................... 114
Пропорции ордеров ....................................................................................... 119
Модуль и масштаб ..................................................................................... 122
Корректирование оптического обмана ......................................... 123
Эффект излучения и контрастов. Оптический обман
горизонтальных и вертикальных линий...................................... 124
Адольф Цейзинг и И. В. Жолтовский. О пропорциях
и гармонии ......................................................................................................... 128
Август Тирш. О пропорциональных
членениях Парфенона .................................................................................. 142
Стр.4
Джей Хэмбидж. О пропорциональных соотношениях
в композиционных построениях архитектуры
Древней Греции ................................................................................................ 144
Эрнст Мессель. О пропорциях Античности
и Средних веков ................................................................................................ 161
Что сказал нам о гармонии
пропорциональных соотношений Корбюзье? ................................. 175
Архитектор Шевелев И. ................................................................................ 185
От Парфенона до Храма на Нерли .......................................................... 191
Гармония скульптуры Эдуард (Эдвард) Лантери .......................... 197
«Серебряное сечение» ................................................................................... 204
Библиография ................................................................................................... 208
Стр.5