УДК 005.5
ББК 65.290
К59
К59 Как трансформировать корпоративную культуру и сделать
людей на производстве счастливее / Дмитрий Козлов. — М. :
Альпина ПРО, 2022. — 296 с.
Козлов Д.
ISBN 978-5-907470-80-4
Книга Дмитрия Козлова представляет собой системное, детальное
и вместе с тем простое и доступное изложение принципов построения
безопасного производства на российском рынке. Автор — основатель
компании Tactise, лидера в области решений для производственной
безопас ности — предлагает принципиально новый подход к трансформации
бизнеса, позволяющий не только свести число происшествий к нулю,
но и качественно повысить его эффективность.
Как преодолеть стереотипы восприятия охраны труда? Устранить глубоко
укоренившиеся привычки к небезопасному поведению — не только
среди сотрудников, но и среди руководителей?
Как избежать распространенных ошибок? Из каких составляющих
Редактор Е. Лозовик
складывается риск-ориентированный подход? Какими инструментами
можно изменить сознание людей и сформировать новую производственную
и корпоративную культуру? Как и в какой последовательности их
нужно внедрять и применять? Как удержать достигнутые показатели? Как
сделать производство счастливее и рентабельнее через безопасность?
По каждой теме читателю предлагаются конкретные рекомендации,
подкрепленные многочисленными примерами из практики автора в качестве
руководителя производства, а в дальнейшем — эксперта по вопросам
производственной безопасности для крупнейших российских компаний.
Книга предназначена для акционеров, членов совета директоров, руководителей
и топ-менеджмента производственных предприятий, которые
стремятся трансформировать корпоративную культуру и сделать компанию
эффективной и безопасной.
УДК 005.5
ББК 65.290
Все права защищены. Никакая часть этой книги
не может быть воспроизведена в какой бы то ни
было форме и какими бы то ни было средствами,
включая размещение в сети Интернет и в корпоративных
сетях, а также запись в память ЭВМ
для частного или публичного использования, без
письменного разрешения владельца авторских прав.
По вопросу организации доступа к электронной
библиотеке издательства обращайтесь по адресу
mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-907470-80-4
© Козлов Д., 2022
© Оформление. ООО «Альпина ПРО», 2022
Стр.3
Содержание
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Добро пожаловать в суровую действительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Зачем нужна производственная безопасность в России . . . . . . . . .15
Культура безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Культура начинается сверху . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Почему я решил написать эту книгу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Для кого эта книга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Как читать эту книгу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
ЧАСТЬ 1
ПОЧЕМУ ПРОИСХОДЯТ ПРОИСШЕСТВИЯ . . . . . . . . . .29
ГЛАВА 1. УПС… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Все люди делают это . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Деньги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Моральный ущерб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Что же происходит? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
ГЛАВА 2. КАК ЭТО (НЕ) РАБОТАЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Пятое колесо, или Почему у вас это, возможно, не работает . . .42
Антилогика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Историческое наследие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Отвечаем на самый главный вопрос — «зачем?» . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 3. ЧТО ТАКОЕ НОРМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
Гладко было на бумаге, или Что такое неформальная норма . . .59
Норма учителя, или Держитесь за поручень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Норма территории, или Начните с важного для людей . . . . . . . . . . .64
Сказка с жирным намеком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
Договориться с подсознанием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
ЧАСТЬ 2
ПЕРВЫЙ ПЛАЦДАРМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
ГЛАВА 4. МИФЫ, В КОТОРЫЕ ВЕРЯТ ЛЮДИ.
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВЕРЯТ В МИФЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Договоримся о понятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Миф о человеческом факторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
«Они лентяи и дураки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
«Чему быть, того не миновать» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
«У нас тут своя специфика» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
«Грудь в крестах или голова в кустах» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
«Это никогда не срабатывает — мы пробовали» . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
«Что позволено Юпитеру, не позволено быку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
«Если по мелочи, то ничего страшного» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
«Хороший начальник — грубый начальник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
«Поставим новое оборудование — все будет хорошо» . . . . . . . . . .91
«Сделаем все по проекту — все будет хорошо» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
«Каждый сам за себя в ответе. Не надо никому ничего
подсказывать» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
«Это будет итальянская забастовка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
«Система наказаний все решит» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
Как перешивается убеждение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Ошибка «первого плацдарма» от нерезидента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98
ГЛАВА 5. КАК ПОСТРОИТЬ КУЛЬТУРУ БЕЗОПАСНОСТИ . . . . . 102
Безопасность, как театр… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Что такое легкая безопасность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Что такое доступная безопасность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Для кого пишут стандарты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Коммуникации. А поговорить? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
От разработки до внедрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Строим систему правильно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Как потратить на обучение много денег и не получить ничего . 117
ЧАСТЬ 3
ВТОРОЙ ПЛАЦДАРМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
ГЛАВА 6. ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Второй плацдарм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Два разных мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
А надо ли рабочему думать? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
ГЛАВА 7. РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД . . . . . . . . . . . . . . . 132
Что это такое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
Посмотрим на завод как на систему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
Что может пойти не так? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
ГЛАВА 8. ОТКЛОНЕНИЯ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО СЕРОЙ ЗОНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Что такое отклонения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Закон вразрез с реальностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
ГЛАВА 9. ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ — ИКР . . . . . . . 150
Вы находитесь здесь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Выбор пути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Охота на риски (ОнР) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Риск-сессии: увидеть скрытое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
От констатации вызовов — к решениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Способы решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Кейс: внедряем норму через ИКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 4
ИНСТРУМЕНТЫ РАБОТЫ С РИСКАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . 165
ГЛАВА 10. ЧТО МОЖЕТ ПОЙТИ НЕ ТАК,
ИЛИ ДИНАМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РИСКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Умение видеть будущее. Динамическая оценка риска . . . . . . . . . 167
Инструменты внедрения инструмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Итого: что такое динамическая оценка риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
ГЛАВА 11. ПРАВО НА ОТКАЗ ОТ НЕБЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ . . 176
Что такое право на отказ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Как работает право на отказ для сотрудников… . . . . . . . . . . . . . . . . 177
…и для менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
ГЛАВА 12. АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОГО
ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (АБВР) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Нет разграничения ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Инструкция трудноприменима на практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Не учтены особенности восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Отсутствие обратной связи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Нет под рукой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
Как АБВР выглядит на практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Как разработать АБВР и кто это делает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
А как проверить, что АБВР используют? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Как выглядит обсуждение рисков перед работой (ОРПР) . . . . . . 190
Подведем промежуточный итог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
ГЛАВА 13. МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОГО
ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (МБВР) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Нет ни преступления, ни наказания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Как проходит мониторинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Мотивация. Хвалить или ругать? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Как выглядит идеальный конечный результат МБВР . . . . . . . . . . . . . 199
Подождите минутку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Где и когда что-то может пойти не так . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
6
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 14. ОХОТА НА РИСКИ:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Что это такое? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Правила охоты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
«В поле»: пособие по успешной охоте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Добыча . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Не мешаем себе сами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Главный фокус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
ГЛАВА 15. РАССТАВЛЯЕМ ПРИОРИТЕТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Матрица приоритетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Реализация матрицы на практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Три типичные ошибки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
ГЛАВА 16. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ
ДЛЯ «УБИЙСТВА» РИСКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
Действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
ГЛАВА 17. РЕЕСТР РИСКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Как перестать беспокоиться и начать жить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Концепция кумулятивного риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Все гораздо проще, чем кажется . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
ГЛАВА 18. ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСФОРМАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . 247
Именно! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
Что это такое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
Как увидеть все бизнес-процессы в режиме
реального времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Качество показателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Каскад показателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
Поощрение и наказание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Ошибка мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
7
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 19. ОДИН ИДЕАЛЬНЫЙ ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕХА. . . . . . . . 260
Планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
Выход «в поле» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Контроль, проверка, настройка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Если что-то пошло не так . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Порядок действий при происшествии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
ЧАСТЬ 5
ФИНАЛЬНЫЕ ШТРИХИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
ГЛАВА 20. РАЗВЕРТЫВАНИЕ — ПОШАГОВЫЙ ПЛАН . . . . . . . . . . . . 271
Очередность внедрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Шаг 1. Диагностика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Шаг 2. Стратегическая сессия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Шаг 3. Выравнивающий тренинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Шаг 4. Создание системы совещаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Шаг 5. Обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Шаг 6. План развертывания инструментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Шаг 7. Охота на риски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Шаг 8. План коммуникаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Неужели всё? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
ГЛАВА 21. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . 285
Безопасность производственная и технологическая —
в чем разница? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Небольшое отступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Почему происходят технологические происшествия
и аварии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Что же делать? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
БЛАГОДАРНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Стр.9