Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

Методологическая культура ученого. В 2 т. Т. I (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторЛебедев С. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц188
ID807519
АннотацияПредмет книги – методологическая культура ученого. Ее формирование осуществляется двумя способами: 1) усвоение технологии научной деятельности у наставников в вузе или лаборатории и 2) усвоение истории методологии науки и выбор одной из методологических традиций, созданных известными учеными и философами. В истории методологии науки можно выделить два крупных этапа: классический и неклассический. Классический этап начался со становления науки Нового времени и продолжался до XX века. Неклассический этап – эпоха современной науки. Общий методологический тренд этого перехода состоял в отказе от методологического монизма в пользу методологического плюрализма науки, но не аддитивного плюрализма (концепция Фейерабенда), а системного.
Кому рекомендованоМатериал книги будет полезен при изучении вузовских дисциплин «Методология научного познания» и «История и философия науки».
ISBN978-5-392-35817-5 (Т. 1)
УДК001.8
ББК87
Лебедев, С.А. Методологическая культура ученого. В 2 т. Т. I : монография / С.А. Лебедев .— Москва : Проспект, 2021 .— 188 с. — Библиогр. в конце разделов .— ISBN 978-5-392-35817-5 (Т. 1) .— ISBN 978-5-392-35818-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/807519 (дата обращения: 02.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методологическая_культура_ученого._Том_I._Монография.pdf
УДК 001.8 ББК 87 Л33 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Автор: Лебедев С. А. — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор кафедры философии МГТУ им. Н. Э. Баумана. Рецензенты: Гранин Ю. Д., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН; Лукацкий М. А., доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Л33 Лебедев С. А.Методологическая культура ученого : монография : в 2 т. Т. I. — Москва : Проспект, 2021. ISBN. I. — 192 с.ТISBN 978-5-392-35817-5 (т. I) 978-5-392-35818-2 Предмет книги – методологическая культура ученого. Ее формирование осуществляется двумя способами: 1) усвоение технологии научной деятельности у наставников в вузе или лаборатории и 2) усвоение истории методологии науки и выбор одной из методологических традиций, созданных известными учеными и философами. В истории методологии науки можно выделить два крупных этапа: классический и неклассический. Классический этап начался со становления науки Нового времени и продолжался до XX века. Неклассический этап – эпоха современной науки. Общий методологический тренд этого перехода состоял в отказе от методологического монизма в пользу методологического плюрализма науки, но не аддитивного плюрализма (концепция Фейерабенда), а системного. Материал книги будет полезен при изучении вузовских дисциплин «Методология научного познания» и «История и философия науки». Изображение на обложке Massan / Shutterstock.com Печатается в авторской редакции. Научное издание Лебедев Сергей Александрович МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧЕНОГО Том I Монография Печать цифровая. Печ. л. 12,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №. ООО «Проспект» Подписано в печать 30.09.2021. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-35817-5 (т. I) ISBN 978-5-392-35818-2 © Лебедев С. А., 2021 © ООО «Проспект», 2021 /16 УДК 001.8 ББК 87
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. Методологическая культура ученого ипарадигмы методологии нау ки ...........................................................................3 Раздел I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИЗМ Глава 1. Концепция научного метода вантичной философии .............17 1. Особенности античной нау ки ............................................................17 2. Научный метод — это познание мышлением своего содержания спомощью индукции, интуиции идедукции ................................................................................................ 20 Глава 2. Проблема научного метода вэпистемологии Нового времени ...................................................................................... 31 1. Эмпирико- индуктивистская методологическая парадигма ................................................................................................. 33 2. Рационалистическая парадигма научного метода ................... 38 3. Третий путь: первые попытки методологического плюрализма внауке.............................................................................. 40 Глава 3. Концепция научного метода первого позитивизма ................ 54 1. Индуктивистская методология первого позитивизма ............................................................................................. 58 2. Критика методологии первого позитивизма .............................. 61 3. Априористская методология научного познания Г. Гегеля .................................................................................. 69 Глава 4. Концепция научного метода второго позитивизма ................ 76 1. Эмпириокритицизм ............................................................................... 78 2. Конвенционализм .................................................................................. 89
Стр.187
188 Оглавление Глава 5. Концепция научного метода логического позитивизма ............................................................................................. 95 1. Новый проект методологии нау ки .................................................. 95 2. Гипотетико- дедуктивный метод — основной метод научного познания .................................................................101 3. Математика — первый вызов гипотетико- дедуктивному методу .................................................105 4. Проблема метода верификации и демаркации научного знания ...................................................................................117 5. Неоиндуктивистская методология подтверждения научного знания ...................................................................................120 Глава 6. Концепция научного метода постпозитивизма ......................130 1. Методология фальсификационизма ............................................130 2. Методологическая концепция И. Лакатоса ...............................141 3. Методологический анархизм П. Фейерабенда ........................145 Глава 7. Проблема научного метода в постнеклассической эпистемологии .......................................................................................150 1. Когнитивная социология: коммуникативная природа научного метода ...................................................................................150 2. Культурно- историческая философия и методология нау ки ........................................................................................................154 3. Гуманитарная методология нау ки: герменевтика и постструктурализм ...........................................................................157 Глава 8. Классики нау ки о методах научного познания .......................166 1. Классическая наука .............................................................................166 2. Неклассическая наука ........................................................................168 3. Постнеклассическая наука ...............................................................174
Стр.188

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст